Между руководством российского офиса Renault и многочисленными дилерами компании начинает разгораться скандал. Как стало известно «Газете.Ru», в настоящее время Renault планирует существенное расширение дилерской сети. В частности, по словам информированного источника в автомобильных кругах, к марке проявили интерес бывшие дилеры американского концерна General Motors, который резко сократил свое присутствие в России. Они планируют разместить на освободившихся площадях автомобили Renault. В частности, была названа компания Genser. Кроме того, существенно увеличить количество точек продаж намерен и «Рольф», который на данный момент уже имеет два дилерских центра Renault в Санкт-Петербурге.
При этом, по информации ряда представителей дилерской сети, совсем недавно при обсуждении планов на будущее Renault обещала не расширять существующую сеть, а напротив, поддерживать своих партнеров различными способами, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильная.
«Действующие дилеры Renault выражают недовольство сложившейся ситуацией и уверены, что теперь вместо одного дилера, работающего в лучшем случае «в ноль», появятся два, работающих в убыток,
— заявил «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. — Рентабельность дилеров, безусловно, снижается с падением спроса, и появление новых игроков, несомненно, приведет к новым финансовым потерям. На такой шаг Renault подтолкнула обостряющаяся конкуренция с марками Kia и Hyundai, которые ведут крайне агрессивную политику на автомобильном рынке и повышают свою долю присутствия на нем.
При этом всего два месяца назад дистрибьюторы марки получили сообщение от дирекции по развитию дилерской сети Renault, где черным по белому было сказано о том, что
в департаменте понимают наше тяжелое положение и не рассматривают дальнейшее развитие дилерской сети в ближайшие пять лет».
По словам источника, пока точное количество новых точек продаж подсчитать трудно. Но он обратил внимание на то, что у Genser сейчас освобождается четыре автосалона GM в Москве, а у «Рольфа» всегда были такие амбициозные планы.
«Есть и другие бывшие дилеры GM, которых также можно понять: им необходимо найти способ заполнить освобождающиеся площади, — отмечает источник. — Но этот шаг убьет дилерскую сеть, которая всегда отличалась качественными показателями. Сейчас за долю на рыке не стоит бороться путем расширения дилерской сети. Все это обернется появлением нерентабельных дилеров и банкротствами. Должны применяться другие инструменты, в частности маркетинговые.
При этом источник «Газеты.Ru» не исключил возможность того, что недовольное сообщество дилеров Renault будет обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), для того чтобы защитить свои права.
«Во вторник пройдет встреча среди дилеров Renault, где мы обсудим дальнейшие шаги, — рассказал источник. — При этом странно, что за последнее время дилерам пришлось встретиться с такими ущемлениями со стороны производителей — сначала General Motors, а теперь и Renault. Ведь обе эти компании подписали Кодекс поведения автопроизводителя, где уже в первом пункте говорится, что формирование дилерской сети должно быть обоснованно и открыто. А сейчас набор новых партнеров происходит вопреки взятым на себя обязательствам. Ведь обычно в таких случаях выбирается регион, объявляется тендер и оцениваются лучшие предложения. Но в случае с Renault этого сделано не было.
Получается, что это нарушает антимонопольное законодательство, а все, кто подписывал кодекс, могут нарушить его условия, если захотят.
Курирует соблюдение кодекса ФАС, поэтому я не исключаю, что по итогам встречи дилеры примут решение обращаться именно в ФАС».
В компании «Рольф» на запрос «Газеты.Ru» ответили, что «писать об этой теме пока рано». В Genser на запрос «Газеты.Ru» не отреагировали. Оперативного ответа от пресс-службы Renault на момент выхода публикации не поступило.
Мнение экспертов
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев уверен, что конкуренция между игроками, без сомнения, обострится. При этом он полагает, что повлиять на решение производителя у дистрибьюторов не получится.
«Спрос на рынке сейчас существенно упал, и даже текущая дилерская инфраструктура во многом избыточна,
— сказал Деев «Газете.Ru». — Появление новых дилерских центров, тем более таких крупных игроков, как «Рольф» и Genser, приведет к консолидации — небольшие компании уйдут с рынка, а останутся те, кто готов какое-то время работать в убыток, чтобы нарастить долю рынка. В условиях интереса со стороны «Рольфа» и Genser действующие дилеры вряд ли смогут каким-то образом повлиять на планы автоконцерна в России.
Расширение дилерской сети — это всегда вопрос, по которому есть конфликт интересов.
Повлиять на действия автопроизводителя в подобных ситуациях могут только очень крупные дилеры, соответственно, у различных коллективных обращений небольших игроков вряд ли есть какие-то реальные перспективы».
Эксперт уверен, что со стороны Renault планы по расширению своего присутствия на рынке вполне оправданны.
«Российский рынок является для концерна приоритетным, за годы работы в стране компания добилась впечатляющих продаж, но сейчас обостряется конкуренция со стороны корейских брендов, которые пытаются использовать кризис для увеличения доли рынка, — говорит Деев. — Renault хочет использовать ту же самую стратегию, чтобы защитить свои позиции в России».
В свою очередь, директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков, напротив, полагает, что действующие дилеры не будут вытеснены с рынка.
«Появление новых дилеров всегда вызывало и будет вызывать недовольство прежних, это происходило и на пике роста рынка новых автомобилей, — говорит Ермаков «Газете.Ru».
— Но производитель не ограничен в своих правах на выбор дилера и в случае, если нет договора об эксклюзивных поставках, может расширять дилерскую сеть сколько угодно.
Если у отдельных дилеров нет прибыли и продажи не позволяют выйти в ноль, то это не несет ничего хорошего для поставщика. И желание работать с крупнейшими дилерами, такими как «Рольф» и Genser, вполне объяснимо: в текущих условиях беспрецедентного падения рынка речь идет не о сохранении теплых отношений с дилерами, а о том, чтобы были продажи».
Отметим, что, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в мае продажи Renault в России составили 9446 автомобилей, это на 42% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Всего же за минувшие пять месяцев компания продала 47 130 автомобилей, что на 41% меньше, чем за первые пять месяцев 2014 года. Лидером продаж стал бюджетный внедорожник Duster — всего за пять месяцев дилеры продали 16 860 этих автомобилей (34 988 проданных единиц с января по май 2014 года). Второй по популярности моделью стал Renault Logan — за это время было продано 16 493 машин (19 472 проданных единиц с января по май 2014 года). Всего в России работает более 100 дилерских центров компании.