В станицу Тамань из Краснодара можно попасть по однополосной дороге, асфальт здесь давно требует ремонта. Без расширения хотя бы до трех полос в одну сторону о пропускной способности моста говорить не придется: с такими подъездными путями он обречен на вечную пробку. Общественным транспортом сюда попасть также проблематично, автобус из краевой столицы ходит лишь пару раз в день, пассажирской железной дороги нет. Местные жители (население Тамани — около 10 тыс. человек) в основном заняты на работе в порту «Таманьнефтегаз» и компании «Эфко», продающей майонез и растительные масла.
Вдоль дорог также тянутся виноградники, на подъезде к Тамани стоят похожие на нефтехранилища резервуары винодельческой компании «Фанагория».
«Или отдать полуостров Украине, или построить мост»
<1>«Керчи и нашей Гермонассе-Тмутаракани (названия города в античности и Древней Руси. — Прим. автора) 2600 лет. Через эти два города проходили самые большие миграционные пути человечества — из варяг в греки и сарацины и Великий шелковый путь», — начинает в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» исторический экскурс автор монографий о Тамани, экс-глава поселения Геннадий Майков.
По словам краеведа, в древности на косе Тузла — месте, где строят мост, — был пеший переход в Керчь, который называли «бычьим» или «коровьим» бродом. Затем море наступило, и переправляться начали на лодках. В советское время между соседями курсировало до семи теплоходных рейсов в день, сообщение прекратилось после развала СССР.
«Много было ошибок, и эта была в их череде. Мост — конечно же, очень важен. Но услышьте местных жителей: если при реализации этого национального проекта восстановят теплоходное сообщение из центра Тамани в центр Керчи, они будут очень благодарны», — отметил собеседник.
Рассказывая о прошлых попытках построить транспортную артерию через пролив, Майков уточнил: «О месте думали все большие люди, в особенности те завоеватели, которые стремились попасть в Индию. Например, Наполеон, Гитлер и Тамерлан».
Реализовать эти планы намеревались немцы после оккупации Крыма и Кубани — уже привезли металлические конструкции, чтобы построить мост, но наступление Красной армии их остановило.
Собрали конструкции уже советские инженеры. Правда, простоял мост недолго — большим ледоходом 1945 года его снесло.
«Если Крым вошел в состав России, мост просто необходим. В нынешней изоляции Крыма есть только два варианта: или отдать полуостров Украине, или построить мост. Альтернативы нет», — считает экс-глава Тамани.
Километры единства
«На данный момент ведется проектирование моста, на месте будущего строительства со стороны Тамани и Керчи проводятся мероприятия подготовительного периода», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе отвечающей за его возведение компании «СГМ-Мост».
Саперы обезвреживают оставшиеся со времен войны снаряды, начат экологический мониторинг краснокнижных растений и животных, на пустырях строятся площадки под склады и бетонный узел, идет подготовка к испытаниям грунтов сваями.
Начинается автомобильно-железнодорожный мост в западном направлении от станицы, в районе косы Тузла. С его северной стороны расположится будущий порт «Тамань». Выход в пролив планируется осуществить по 5-километровой дамбе и через 1,5-километровую протоку на следующий за косой остров Тузла. Оттуда мост направят к Керчи, огибая с севера мыс Ак-Бурун. Общая длина — 19 км. Открыть движение планируется в декабре 2018 года.
Сейчас строительная площадка (поле с пожухлой от солнца и глинистой почвы травой) утыкана колышками с красными и синими флажками, отмечающими путь соответственно автомобильной и железной дороги. Рядом идут оставленные саперами белые флажки, несколько табличек «Стой! Опасно!» с черепом и костями — идет разминирование со времен ВОВ.
Проход на саму косу Тузла закрыт — стоит вагончик с охранником и шлагбаумом. Местные жители делятся, что до начала стройки любили купаться на мелком берегу косы.
«Автодорожный мост запроектирован по требованиям автомобильной дороги категории 1Б (четыре полосы) с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Железнодорожный мост отвечает требованиям второй категории железнодорожных линий и включает два пути», — продолжают рассказ в пресс-службе «СГМ-Мост». Там же уточнили, что сваи будут вбиваться в морское дно на глубину от 30 до 60 м, в зависимости от участка.
От Урука до Святослава
Недалеко от строительной площадки расположился лагерь археологов: пожалуй, на сегодня это самые довольные будущим строительством люди. Потому что такого объема финансирования на раскопки древней земли ученые не получали ни в советское время, ни в новой России.
«Сегодня археологи вынуждены работать не там, где интересно для науки, а на строительных площадках, участках, где планируется хозяйственная деятельность. Если бы не строительство моста, уникальные памятники Тамани (а это настоящий заповедник археологии) в ближайшее время не попали бы в поле зрения науки, — делится с «Газетой.Ru» заведующий кафедрой археологии Южного федерального университета, профессор Алексей Кияшко. — За мой 40-летний опыт археологии это наиболее крупная экспедиция».
Лагерь состоит из нескольких рядов синих палаток, в 300 м от них идут главные раскопки на балке Лисовицкого.
Профессор Кияшко уточнил: первые поселения на Тамани появились за 5 тыс. лет до н.э. — сюда через Кавказские горы пришли переселенцы с Ближнего Востока, относящиеся к цивилизации шумерского Урука.
«В этом году удалось исследовать памятник, относящийся к рубежу эпохи бронзы и железного века, это загадочное время, порог истории от дописьменного периода к письменному. Мы не знаем имени народа, пришедшего на Тамань, но нашли интересные предметы — керамику, каменный культовый скипетр, металлические вещи», — продолжает археолог.
Следующим открытием стали кварталы небольшого римского городка или виллы II века н.э. Рядом с ним расположено хазарское поселение, насчитывавшее до 3 тыс. жителей. Судя по скелетам, оно погибло в результате военного нашествия. По одной из версий, хазарский поселок мог разрушить легендарный древнерусский князь Святослав.
Находки, в основном глиняные черепки, складируют в одной из палаток. Сначала их отмачивают в воде, очищенные тысячелетние сосуды выглядят как новенькие. На столе немногочисленные металлические находки. Так, в банке из-под малинового варенья в растворе очищается бронзовый амулет-божок, которому хазары поклонялись до принятия новой веры. Несколько римских монет. Сидящая по-турецки девушка в углу зубной щеткой чистит какие-то рыжие камешки. Оказалось, человеческие кости.
«Получится как в Сочи»
«На сегодняшний день в поселке Тамань существует много проблем: неустойчивое водоснабжение, не хватает электроэнергии, неудовлетворительное состояние дорог. Много вопросов по социальной сфере, больницам и детским садам. Со строительством моста мы связываем решение и социальных проблем, и проблем в сфере ЖКХ», — оптимистичен в интервью с «Газетой.Ru» председатель совета депутатов Таманского сельского поселения Михаил Баславяк.
Депутат напомнил, что Тамань является тупиком, и многие инвесторы отказывались из-за этого сюда приходить. С транзитным потоком в Крым ситуация может измениться.
«У станицы появится вторая жизнь. Принято решение построить объездную дорогу для большегрузов, участок в 44 га выделен под городок для строителей, сюда подведут воду, электричество, газ, после стройки эти участки передадут многодетным семьям», — перечисляет собеседник.
Настрой Баславяка разделяют не все местные жители. Среди них депутат Новотаманского сельского поселения Екатерина Чеботарева.
«Мост строят в сложнейших геологических условиях, есть разломы, это сейсмозона, на дне остается много снарядов Великой Отечественной войны. С другой стороны, есть договор 2003 года о том, что Керченский пролив разделен между Россией и Украиной, этот договор не отменяли (это значит, что любые действия в проливе должны согласовывать две стороны. — «Газета.Ru»), — перечисляет в интервью «Газете.Ru» Чеботарева. — Но меня волнует другое: при строительстве такого грандиозного проекта население окружающих поселков остается жить, образно говоря, в XIX веке. У нас остро стоит проблема с водой, во всем районе нет ни одной санкционированной свалки, уже сейчас строительный мусор вывозят на земли сельскохозяйственного назначения и поджигают. Местных жителей на работы по строительству моста не берут, ссылаются, что нет квалификации. Но у нас много мужчин с рабочими специальностями, есть и инженеры».
Больше всего станичники переживают, что тысячи приезжих рабочих заберут у них напор водопровода и электромощности, а строительная техника добьет и так плохие дороги.
Говорят, что не верят государству: при строительстве порта «Тамань» в поселке Волна им также многое обещали, но реально жизнь не улучшилась.
«Второй день через Тамань в сторону Тузлы идут большегрузы со строительной техникой, «КамАЗы», - говорит депутат Чеботарева. — Обращалась в ГИБДД, мне перезвонил заместитель главы и сказал, что на следующей неделе утвердят схему движения большегрузов. А что делать нам? Куда деваться отдыхающим? Получится как в Сочи: будем несколько лет с перебоями и под грохот строительной техники жить».