После скандального ДТП в Санкт-Петербурге, в котором погибла 33-летняя мотоциклистка Ксения Салтыкова, по амнистии была освобождена виновница аварии, бывшая судья, 55-летняя Ирина Серова. В марте она была приговорена к двум годам колонии, кроме того суд обязал Серову выплатить родственникам погибшей 3 млн руб. Однако экс-судья не только не провела за решеткой ни дня, но и не выплатила положенной компенсации. Такое положение дел всколыхнуло общественность, включая сообщество мотоциклистов.
В итоге на посвященном общественным компаниям сайте сhange.org была опубликована петиция с требованием прекратить законодательную практику необоснованно широкого амнистирования виновников смертельных ДТП. В настоящее время под обращением подписалось более 2,5 тыс. человек, в том числе члены семей погибших в подобных авариях.
Напомним, что смертельное ДТП, в котором погибла Ксения Салтыкова, произошло 28 июня 2014 года на Малоохтинской набережной в Санкт-Петербурге. 33-летняя Ксения Салтыкова ехала на своем ярко-зеленом мотоцикле Kawasaki ZX-9. В какой-то момент следовавший в попутном направлении черный Range Rover начал перестроение и задел девушку.
От сильного удара мотоциклистка вылетела на встречную полосу, где попала под колеса Fiat Ducato. Ее не спасли обмундирование и шлем.
Девушка работала дизайнером, у нее остались полуторагодовалая дочь, муж и пожилая мать. За рулем злополучного Range Rover оказалась бывшая судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти 54-летняя Ирина Серова. В должность она вступила в 1992 году и проработала вплоть до 2007 года.
Как рассказал «Газете.Ru» муж погибшей Николай Мешков, его семья из положенной компенсации получила всего малую часть. В настоящее время он один растит маленькую дочь и ухаживает за пожилыми родителями.
«Мы ничего не получили, — сказал Мешков. — Она даже машину спрятала, на которую был наложен арест, и судебные приставы просто не могут ее найти и продать. Она не отвечает на телефоны, не открывает никому дверь.
В суде она спросила нас резко, с вызовом, мол, вы что, денег хотите с меня получить? Словно это она — пострадавшая сторона. И показала фигу.
Однажды она прямо на суде выдала сертификат на 250 тыс. руб., но это был показной жест, чтобы ей скостили срок и посчитали, что она якобы возмещает ущерб. Это все, что мы получили за год».
Мешков признается, что его поразил тот факт, что экс-судью выпустили по амнистии. По его словам, он бы мог понять такое развитие событий, если бы она хотя бы выполнила свои обязательства перед семьей погибшей.
«На суде меня тоже спросили, как я отношусь к тому, что Серову выпустят по амнистии. Это прозвучало как издевательство, — рассказал Мешков. —
Спросили и тут же отпустили, и она, радостная, с вызывающим видом ушла».
Отметим, что сама Серова с самого начала шла на различные ухищрения, чтобы избежать ответственности за произошедшее. Как ранее сообщали очевидцы, после ДТП обладательница премиального Range Rover притормозила, но после того, как девушка оказалась на встречной полосе, дала по газам и скрылась с места происшествия в соседних дворах. Однако ее оперативно вычислили.
Но чтобы поймать хозяйку машины, следователям пришлось продежурить перед дверью квартиры двое суток. Камеры наблюдения у дома показали, что женщина, бывшая за рулем внедорожника, зашла в свою квартиру, переоделась и вышла к месту аварии. Убедившись, что сбитая девушка погибла, она вернулась домой. В течение двух дней она не выходила из квартиры в ожидании своего адвоката.
Родственники погибшей также подписали коллективную петицию-протест против несправедливого закона об амнистии виновников смертельных ДТП.
Согласно тексту документа, его авторы требуют не применять амнистию к виновникам аварий, приведших к человеческим жертвам.
«Мы, родственники тех, кто погиб на дороге, считаем, что амнистирование не может безоговорочно применяться к лицам, виновным в этом виде преступлений. В юридическом смысле текущая амнистия «сшита» настолько прочно, что не оставляет нам никакой реальной возможности противостоять ей в правовом поле, — написано в тексте петиции.
— Изучение практики подачи жалоб по подобным делам в Конституционный суд РФ показывает, что последний не находит никаких противоречий в законодательстве и отказывается вставать на защиту прав потерпевших.
Однако мы убеждены, что в моральном смысле безоговорочная амнистия человека, ответственного за смерть другого человека, это нонсенс. Наше мнение основано на представлении о том, что причинение смерти — это преступление с необратимыми последствиями, которое в принципе не может быть компенсировано никаким воздаянием. Мы требуем от президента и Государственной думы прекратить практику рассмотрения и принятия законопроектов, предусматривающих безоговорочную амнистию лиц, виновных в смертельных ДТП».
Также в списке указывается требование снять с поста председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинникова П.В., ответственного за создание этого закона.
«Господин Крашенинников на пресс-конференции 15 апреля 2015 года пообещал, что амнистия не коснется виновников ДТП, которые не возместили причиненный своими действиями ущерб и которые виновны в «особо кровавых» ДТП, однако в принятом законе об амнистии данные нормы не были предусмотрены», — отмечается в тексте петиции.
Отметим, что голосование на этом сайте никаких конкретных результатов не предполагает и только дает возможность привлечь внимание к проблеме.
Мнение юриста
Известный адвокат Игорь Трунов, защищавший потерпевших в громком деле о ДТП с участием топ-менеджера «ЛУКойла» на Ленинском проспекте в Москве, считает, что исполнительное производство в России ведется «через пень-колоду».
«В случае с невыплаченным возмещением у пострадавшей стороны вариант только один — действовать через судебных приставов и постоянно с ними воевать, подстегивать их, — говорит Трунов «Газете.Ru».
— Они ведь сходят два раза, не нашли человека, и все. Исполнительное производство — это большая беда, и выигрыш в суде еще ничего не значит.
Иногда должников ловят на границе, но сейчас много способов обойти систему, например поехать куда-то через Белоруссию. Долговой ямы у нас тоже нет. Кроме того, человек может все имущество переписать на родственников, сказать, что у него ничего нет, и ежемесячно платить свой долг при минимальном источнике заработка, поделать с этим ничего нельзя. Что касается бывших судей, сотрудников правоохранительных органов, которые попадают в такие ситуации, то им, конечно, проще — они знают систему и понимают, как можно выкрутиться».
Говоря об инициативе отмены амнистии для виновников смертельных ДТП, юрист заявил, что решить этот вопрос можно только путем более жесткой классификации подобных происшествий.
«Сейчас подобные ДТП расцениваются как не тяжкие и неумышленные преступления, — говорит Трунов. — К тому же сама формулировка у некоторых пунктов ст. 264 УК РФ весьма размыта — двое и более погибших, а сколько это — более?
Так, погибнет, к примеру, 17 человек, а преступление все равно не тяжкое. Ответственность за такие ДТП изначально должна быть очень серьезной.
Во Франции виновников сразу приговаривают к 10 годам тюремного заключения и обязывают выплатить родственникам 150 тыс. евро. Там такие преступления называют транспортным убийством».
Напомним, что, по последним данным, более 78 тыс. человек уже освобождены по амнистии к 70-летию Победы. Из исправительных колоний вышли 10 894 человека, в том числе 23 подростка. Также амнистированы 64 796 человек, наказание которых было не связано с изоляцией от общества.