Текущий кризис на автомобильном рынке в России во многом отличается от упадка в 1998 и 2008 годах — на сегодняшнюю ситуацию влияют сразу несколько факторов: обесценение рубля и падение цен на нефть, американские и европейские санкции, конфликт на Украине, увеличение ставки рефинансирования. Его восстановление не будет быстрым, несмотря на то что за последние десять лет России удалось привлечь существенные инвестиции со стороны иностранных игроков, а преимущество по доле рынка постепенно перешло от импортеров к локализованным зарубежным производителям.
Дать один прогноз по восстановлению авторынка невозможно. Вместо этого следует рассматривать разные сценарии. К таким выводам в результате своего исследования пришла консалтинговая компания Boston Consulting Group (BSG).
По мнению аналитиков, автомобильный бизнес в России может продолжить свое существование в ближайшие пять лет по четырем сценариям.
Оптимистичный вариант предполагает деэскалацию конфликта на Украине и снятие с России всех санкций иностранных государств, а также возврат цен на нефть марки Brent на уровень $70–100 за баррель и курс доллара на уровне 36–51 руб.
В этом случае авторынок вырастет в 2020 году до рекордных 3,17 млн новых автомобилей в год.
Согласно пессимистичному варианту, авторынок даже через пять лет не сможет выйти на докризисный уровень продаж (2,6 и 2,8 млн в 2012 и 2013 годах соответственно) — его объем составит 2,48 млн новых машин. Действующие сейчас санкции против России останутся, а цены на нефть будут оставаться низкими в ближайшие три года — менее $50 за баррель.
Самый худший сценарий предполагает падение продаж автомобилей в России на 58% по итогам 2015 года, до 1,04 млн машин, и его возвращение на уровень 1,73 млн машин в 2020 году.
Такая перспектива ждет рынок в том случае, если доллар будет стоить 60–80 руб., стоимость барреля нефти составит $45–60, а Россию отключат от SWIFT и введут запрет на экспорт нефти и газа в страны Европы и США, частично изолировав от мировой экономики.
Однако согласно базовому сценарию, который авторы исследования считают наиболее вероятным из четырех, к 2020 году российский автомобильный рынок вернется к докризисным объемам продаж (2,78 млн автомобилей), а среднегодовой рост составит 10%. Внешнеполитическая ситуация при этом может и не улучшаться, но дополнительные санкции против России вводиться не должны.
Аналитики отмечают, что в текущем году на рынок так или иначе окажут влияние два основных изменения — это сокращение доходов населения и, как следствие, падение спроса, а также увеличение автокомпаниями затрат на повышение доли локализации производства.
Как отмечает старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг, большой потенциал российского авторынка очевиден в сравнении с рынками европейских стран.
«Согласно статистическим данным за прошлый год, на одну тысячу жителей в России зарегистрировано 295 автомобилей, в то время как в Италии, Франции, Германии этот показатель вдвое больше,
— приводит пример он. — Поэтому российский рынок, несмотря на большую неопределенность сценария развития, которая есть сейчас, все равно обладает огромным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста, так и с точки зрения общей зрелости отрасли».
Снижение объемов продаж в 2015 году в BCG ожидают на уровне 25–35%. В исследовании говорится о том, что структура спроса сместится в пользу более доступных моделей: массовый ценовой сегмент продолжит расти, тогда как средний сегмент попадет под давление. Кроме того, вырастет доля вторичного рынка.
Кризис ударил не только по автопроизводителям, но и по дилерам из небольших городов, а также по тем, кто торгует экспортируемыми автомобилями. Эксперты обращают внимание на то, что уже сейчас спрос в основном сконцентрирован только в крупных городах.
«Если до кризиса у дилеров была одна задача — расширяться и увеличивать количество продаваемых машин, то теперь им придется сместить приоритеты в сторону клиентоориентированности и экономической эффективности бизнеса,
— поясняет руководитель проектов BCG Юрий Трощенко. — Выигрышный сценарий для них — это работа с производителями с высоким уровнем локализации, оптимизация сети в регионах, развитие послепродажного обслуживания и вторичных продаж».
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков согласен с прогнозом коллег по восстановлению российского авторынка к 2020 году.
«Срок для этого заложен достаточно большой, поэтому такой сценарий представляется вполне реальным, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Могу согласиться и с тем, что нынешний кризис на рынке отличается от предыдущего наличием большего количества факторов неэкономического характера, которые оказывают существенное влияние на продажи. Действительно, из-за этого выход авторынка на устойчивую траекторию может и затянуться. Но при снижении этих рисков рынок восстановится аналогично тому, как это было после 2008 года».