Количество выданных автокредитов в стране значительно растет. Если в первом квартале их доля в общих продажах составила всего 20,1%, то в апреле, когда было продано около 110,5 тыс. машин, взлетала до 35%.
Впрочем, согласно данным агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), нынешний показатель все равно не дотягивает до прошлогоднего — в 2014 году в России 40,5% новых машин было куплено в кредит.
«Рынок новых автомобилей в апреле 2015 года оказался на 49% меньше апрельских в 2014 году, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. —
Однако факт роста поддержки отрасли со стороны кредитных организаций дает надежду на то, что продажи в отрасли могут увеличиться».
Эксперты объясняют положительный эффект двумя факторами.
«Рост доли кредитных автомобилей в структуре продаж стал результатом господдержки и снижения ставок, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Банки готовы кредитовать добросовестных заемщиков, но для этого им необходимы эффективные инструменты управления рисками: чем точнее кредитор может оценивать своего заемщика, тем более конкурентным будет его предложение. Практика показывает, что потенциальные заемщики весьма требовательны к параметрам автокредитов и ставка для них является значимым фактором выбора».
Напомним, что в качестве меры поддержки авторынка с 1 апреля 2015 года правительством была вновь запущена хорошо зарекомендовавшая себя программа льготного автокредитования. По ее условиям, покупатель может приобрести любой автомобиль 2015 года выпуска стоимостью до миллиона рублей по льготной кредитной ставке. В среднем потребительская ставка при помощи этой программы была снижена до 12,32%. Государство, в свою очередь, компенсирует банкам 2/3 от ключевой ставки ЦБ.
«Причины роста очевидны — заработавшая программа льготных автокредитов и снижающиеся кредитные ставки. Хотя они все еще остаются достаточно высокими, но это уже не 20 с лишним процентов, как зимой. Все вместе это и дало такой эффект»,
— заявил «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов.
Между тем эксперт считает, что рост проданных в кредит машин не означает улучшения ситуации на авторынке в целом.
«Об оздоровлении рынка в целом пока говорить рано, потому что падение остается очень высоким. Но рост машин, проданных в кредит, безусловно, сглаживает ситуацию, — полагает Беспалов. — Если смотреть на ближайшие месяцы, то темпы падения российского авторынка должны заметно сократиться. Конечно, это будет связано не только с уровнем текущих продаж, но и с тем, что в прошлом году летом были очень высокие темпы падения рынка, поэтому сработает эффект базы».
Москва и Кавказ автокредиты не берут
По статистике, в апреле больше всего автокредитов было выдано в Москве — чуть более 3,5 тыс. Однако на фоне общих продаж новых машин в столице (20,5 тыс.) их доля составила всего 17,4%, что вдвое ниже общероссийского показателя. В Подмосковье, которое по общим продажам идет на втором месте, доля «кредитных» машин составила уже 27,8%.
«Тут все упирается в благосостояние покупателей. Для Москвы покупка в кредит не так актуальна, как в других регионах, где зарплаты у людей значительно ниже, соответственно, там меньше возможностей заплатить всю сумму сразу», — отмечает Владимир Беспалов.
А вот в идущем на третьем месте Санкт-Петербурге при общих продажах за месяц 6720 машин 2869, то есть уже около 43%, куплены в кредит. Самый высокий процент оказался у соседней Ленинградской области — в апреле более 70,5% новых машин там было куплено в кредит.
В числе лидеров по процентному соотношению автокредитов также оказались Удмуртия (58%), Владимирская область (52%), Чувашия (50,9%), Башкирия (47,6%), Нижегородская (47,4%), Ульяновская (47,4%), Челябинская (46,7%) и Кировская (46,5%) области.
Из общей картины приведенных в исследовании топ-50 регионов резко выбиваются Дагестан и Чечня, где машины в кредит практически не покупают.
В Дагестане из проданных в апреле 956 машин автокредит взяли всего 35 покупателей (3,66%), а в Чечне из 533 всего 39 (7,32%).