За год с момента вхождения Крыма в состав России лишь малая часть местных автомобилистов сменила украинские госномера и водительские права на российские. Местные власти озаботились ситуацией еще в прошлом году, но и сейчас число сознательных водителей остается крайне невысоким. Более того, по данным местной ГИБДД, в последнее время количество желающих перерегистрироваться идет на спад.
«Сейчас нет ажиотажа, как было раньше, процесс идет в рабочем порядке», — заявил сайту «Новости.Крыма» замначальника УГИБДД региона Олег Казаков. По его словам, говорить об определенных сроках завершения процесса перерегистрации автомобилей и замены водительских прав в Крыму преждевременно, поскольку «пока достаточно мало перерегистрировано транспорта».
Казаков связывает нынешнюю ситуацию с началом курортного сезона и недавним продлением сроков перерегистрации автомобилей и замены прав до середины 2017 года.
В свою очередь, министр финансов Крыма Владимир Левандовский посетовал, что из 800 тыс. единиц транспорта в Крыму на данный момент перерегистрировано лишь четверть, в связи с чем бюджет недополучает значительные средства от транспортного налога.
<1>«Согласно данным управления ГИБДД, на территории Крыма прошли регистрацию только 200 тыс. автотранспортных средств из 800 тыс. В результате поступления от налога на транспорт за первый квартал составили всего 493 тыс. руб. Это даже не 1, а 0,6%», — подчеркнул Левандовский.
Стоит отметить, что эти данные не включают Севастополь, у которого, как отдельного субъекта Федерации, своя статистика.
Статистика, опубликованная на сайте регионального ГИБДД, подтверждает безрадостную для властей полуострова картину.
По последним официальным данным, в регионе сейчас зарегистрировано лишь немногим более 170 тыс. транспортных средств, из которых около 150 тыс. составляют легковые автомобили.
При этом автопарк полуострова может считаться одним из самых старых в России — около трети зарегистрированных транспортных средств старше 15 лет. Еще почти столько же выпущены 5–10 лет назад. Новых машин с российскими номерам, чей возраст составляет менее года, на полуострове всего около 5 тыс.
Еще хуже ситуация и с водительскими правами. Примерно из 1 млн крымских автомобилистов российские права получили лишь 165 тыс. Из них около 153 тыс. выданы «взамен иностранных водительских удостоверений».
Между тем хоть как-то изменить ситуацию в регионе пытались еще в прошлом году. В частности, госсовет республики с 1 сентября принял закон, согласно которому автомобилям и мотоциклам с украинскими номерами запрещено находиться на полуострове более 90 дней.
За нарушение срока пребывания транспортного средства с украинскими номерами ввели штраф в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. Кроме того, допускается конфискация транспортного средства.
И даже репрессивные меры не смогли изменить ситуацию — запрет нетрудно обойти, для этого водителям достаточно раз в три месяца выехать и снова въехать в Крым.
Именно из-за нежелания крымских автомобилистов получать российские документы Госдуме пришлось вносить поправки в принятый в мае 2013 года закон, ограничивающий в России работу водителей с иностранными правами. Изначально он должен был вступить в силу еще в мае 2014 года, но в этом случае огромная масса профессиональных водителей и шоферов на полуострове, только что ставшем частью России, оказалась бы вне закона. Из-за этого депутаты сначала перенесли «час X» до 1 июня 2015 года. Но совсем недавно, учитывая неутешительную статистику, в Госдуме вновь были вынуждены вносить поправки, чтобы отсрочить вступление законопроекта в силу до 1 марта 2017 года.
<2>Так в чем же причина столь упорного нежелания жителей Крыма получать российские номера и водительские права? Несмотря на то что подавляющее большинство жителей региона поддерживают вступление полуострова в состав России, смена «прописки» сулит им серьезные проблемы. Все дело в позиции властей Украины, которые поставили жителей Крыма перед непростым выбором.
«Чтобы ни говорили в ГИБДД Крыма про курортный сезон и перенос крайних сроков, главная причина нежелания водителей перерегистрироваться всем очевидна. Дело в том, что в этом случае автомобилист теряет возможность въехать на территорию Украины,
— отмечает автомобильный активист Петр Шкуматов. — Украина считает эти машины своими, они есть в украинской базе, и если поставить российские номера, то получается коллизия — автомобиль один, а юрисдикции уже две. То есть на Украине такую машину считают «двойником» оригинала, поэтому они официально заявили еще в прошлом году, что крымские автомобили с новыми российскими номерами будут задерживать и отправлять на штрафстоянку. В Крыму все эти тонкости прекрасно понимают, и так как у простых людей связь с Украиной достаточно велика, то никто не хочет отрезать себе туда путь, тем более что никаких плюсов российское права и номера не дают. Более того, к примеру, крымские водители с украинскими номерами могут не бояться получить штрафы в Краснодарском крае — штрафы им никто отправлять не будет».
По мнению эксперта, в конечном итоге водителям все равно придется стать полноценными «россиянами». «Вариантов все равно нет. Постепенно идет утилизация старых машин, которых там очень много, а новые уже регистрируются как российские.
Я уверен, что и в 2017 году никакой запрет не вступит в силу, ведь большинство будет тянуть до последнего, а когда власти увидят, что сотни тысяч людей все еще не чешутся, им вновь придется переносить сроки. И так будет продолжаться многие годы, пока, наконец, автомобильный Крым не станет полностью российским. Уверен, что власти выберут именно этот, мягкий путь и воздержатся от репрессивных мер».