— Кристоф, давайте начнем с глобального. Каково в настоящее время положение PSA на мировом рынке?
— Недавно были опубликованы финансовые результаты группы. В целом есть заметные улучшения в части операционной прибыли, а также в ситуации со свободными денежными потоками. Мы не публикуем итоги отдельно по зонам, но в Евразии, куда входит и Россия, мы на 60% сократили наши потери. Это произошло даже несмотря кризис, нестабильную ситуацию на рынке и положение на Украине.
В настоящий момент перед нами стоит задача выйти на безубыточность в целом по Евразии до 2017 года.
— Если говорить отдельно по России, то по итогам 2014 года продажи марок Peugeot и Citroen на нашем рынке обвалились на 38 и 31% соответственно. Насколько это сильный удар и сможет ли PSA от него оправиться?
— Наша рыночная доля действительно снизилась. В 2014-м году план восстановления позиций группы PSA Peugeot Citroen в России подразумевал большую работу, для того чтобы мы вышли в прибыль. Мы работали по нескольким направлениям. В частности, над структурой предприятий в Москве и в Калуге. Действовать мы начали еще до начала кризиса. Во-вторых, мы работали над ценами – ведь мы не можем терять деньги на машинах, которые продаем. Однако в сложившихся рыночных условиях побочным эффектом этого стало снижение доли рынка и ослабление конкурентных позиций дилерской сети. В-третьих, нашей целью стало сокращение модельного ряда в России.
— В связи с этим как будет меняться модельный портфель обоих брендов?
— В ситуации, когда на два бренда приходится всего 1–2,5% доли рынка, невозможно продавать на нем 25–30 моделей. Ведь по каждой модели нужно тренировать продавцов и технических специалистов, организовывать маркетинговое продвижение и управлять запасами.
В начале года Peugeot предлагал в России 15 моделей и 15 моделей Citroen. Это с учетом всех пассажирских автомобилей и коммерческого транспорта LCV.
Некоторые версии не соответствовали российскому рынку и его реалиям. Иногда покупателям не подходили моторы или коробки передач или же не устраивала вместимость. Мы должны сфокусироваться на более узком списке моделей, которые полностью подходят российскому рынку. Так, мы исключили из нашей российской линейки Peugeot RCZ и Citroen DS5, потому что эти автомобили продаются в малом количестве. Кроме того, нам и нашим дилерам очень сложно было на них заработать деньги, потому они импортировались из Европы.
— Какие еще модели покинут Россию вслед за названными, а какие, напротив, станут наиболее приоритетными?
— Президент нашей компании Карлос Таварес на встрече с аналитиками и инвесторами объяснил, что рынок можно поделить на 23 сегмента. Это хетчбэки, седаны, минивэны и так далее. Стратегия группы – отойти от 45 моделей и прийти к 26 на три бренда: Peugeot, Citroen и DS.
Если говорить о России, то уже через два-три года мы должны перейти от 30 моделей, которые мы имеем сейчас, к 15–20. Мы сконцентрируем внимание на С-сегменте, на SUV, LCV.
Для каждого бренда мы будем искать свои особенности, для того чтобы дифференцировать марки в восприятии клиентов. Так, например, олицетворением марки Peugeot является хетчбэк 308; модели этой марки всегда были неотъемлемой частью истории бренда. Для Citroen такой важнейшей моделью станет Picasso. Упор также будет сделан на Peugeot 408 и Citroen С4 седан, которые локализованы в Калуге. Ожиданиям рынка хорошо соответствуют 2008, 3008, С4 Picasso, DS4. Также мы сохраним всю нашу коммерческую линию.
С течением года мы постепенно будем останавливать поставки определенных моделей. Это будет зависеть от дилерских стоков и развития рынка.
Такой шаг позволит нам улучшить нашу гамму и подготовиться к новым запускам в будущем, сконцентрировав внимание на нужных сегментах.
— Как будут делить между собой авторынок модели концерна?
— Клиентам всегда будет важен дизайн. При этом Таварес поставил перед нами четкую цель: разделить и сделать отличными друг от друга марки Peugeot, Citroen и DS. Peugeot — это дизайн, динамичность, требовательность. Citroen — яркие и удобные для жизни автомобили. DS — это авангард и французский шик. К сожалению, в России восприятие этих автомобилей пока не такое. И нас ждет долгая работа, чтобы изменить это.
— Стоит ли ждать новинок от PSA на российском рынке?
— Да, в этом наша цель. Главная проблема, которую испытываем мы и наши конкуренты, — слабый рынок и слабый рубль. Нам нужно приноровить наш план к нынешним и будущим реалиям.
Так, в скором времени у нас должен был быть воплощен новый проект в Калуге. Его пришлось отложить из-за кризиса. Но этот автомобиль прекрасно соответствует российскому рынку.
У нас в планах также стоит проект по коммерческому транспорту — чтобы быть сильным игроком на российском рынке, необходимо производить коммерческий транспорт локально. Конечно, у нас есть планы производить другие модели в России, но этому должны способствовать рыночные условия в стране.
— Как в таком случае будет существовать и работать дилерская сеть?
— Ситуация на рынке сложная, но мы стараемся искать решения. Так, мы изменили бонусную систему на 2015 год для того, чтобы противостоять ситуации. У некоторых наших дилеров слишком большие дилерские центры.
Таким партнерам мы даже готовы разрешить выставлять автомобили других марок на занимаемых ими площадях для того, чтобы у них была возможность сократить свои расходы.
Это могут быть любые другие марки совершенно разного формата.
— Как реагируют дилеры на такое предложение?
— Мы не намеренно предложили эту идею нашим дилерам. Но мы принимаем в расчет экономическую ситуацию в России и пессимистичный прогноз по 2015 году, согласно которому авторынок может просесть на 30–50%. Некоторые дистрибьюторы могут испугаться работать с нами ввиду сокращения нашей доли рынка. Сейчас члены нашей команды встречаются с каждым дилером, и, если он хорошо работает, предлагаем найти вместе общее решение. Традиционно хорошие результаты по итогам прошлого года показали дилеры в Москве и в Сибири. В частности, это стало возможно благодаря программе утилизации. Что касается менее сильных дилеров, то не мне давать этот список.
— В настоящее время в Калуге собирают всего по одной модели Peugeot (408) и Citroen (С4). Как будет развиваться работа по увеличению уровня локализации?
— Мы хотим продолжить работать в России. Для этого нам нужно восстановить финансовую стабильность компании, сохранить дилерскую сеть и продолжать работать над развитием локализации в Калуге. У нас большой план, который контролируется на уровне дирекции в Париже. Мы уже выполнили требования постановления №166, но продолжаем расширять локализацию.
Но мы хотим найти как можно больше российских поставщиков – это могут быть компании из Калуги, Тольятти, Санкт-Петербурга и даже из Москвы.
В числе последних проектов нам удалось локализовать производство аккумуляторов. Мы работаем над проектом легкосплавных дисков. Наша цель — поднять уровень локализации с 35 до 50% как можно быстрее. Локализация позволит нам стать более конкурентоспособными и менее зависимыми от курса валют. Мы хотим найти проект, который могли бы интегрировать в калужское производство и нарастить наши объемы. Но сейчас, к сожалению, экономическая ситуация заставляет нас сначала анализировать ситуацию.
— То есть локализация новых моделей – это не выход в период кризиса? К примеру, новый 308-й ощутимо подорожал, поскольку импортируется из Франции. Нельзя ли просто наладить его производство в Калуге, как это было с предыдущим поколением?
— Совершенно верно, этого сделать нельзя. У автомобиля другая платформа, не та, что у 408-го или С4 седан.
Это означает, что если бы мы хотели наладить производство 308-го в Калуге, то нам нужно было бы не только интегрировать в производство новую модель, но и новую платформу.
Поэтому для нас это не вариант. Локализовывать мы будем только модели, которые построены на той же платформе, что и автомобили, которые производят в Калуге. У группы есть такие модели.
— Что будет происходить с ценами?
— Первый вызов для нас – восстановление нашей финансовой стабильности. В прошлом году мы начали работать над выравниваем цен по отношению к курсовым колебаниям. Мы делали это постепенно. Сейчас мы сравниваем наше позиционирование по отношению к конкурентам. Мы постоянно, каждую неделю, каждый месяц анализируем наши цены, чтобы понимать, сколько должны стоить наши автомобили. В связи с падением курса рубля мы вынуждены были поднять цены в декабре, избежать этого хода было экономически невозможно. Конечно, это негативно повлияло на нашу долю рынка. Поэтому сейчас мы стараемся привести нашу политику к экономическим реалиям, ищем баланс.
— PSA рассматривает возможность ухода из России?
— Мы останемся в России. Когда Тавареc занял свой пост год назад, он уже хорошо знал структуру российского рынка, потому что работал ранее на Renault Nissan. Все в России знают, кто такой Таварес. Он ориентирован на ведение бизнеса, получение прибыли и очень прагматичен. Он рассказал мне о своей уверенности в том, что Россия будет одним из главных регионов в автосегменте. Я спросил его, продолжим ли мы здесь работать, и он уверил меня в том, что такова его стратегия.
Это хороший рынок. Мы сделаем все возможное, чтобы на нем присутствовать. Конечно, в интервью с вами я мог бы сказать, что у нас все хорошо, но я предпочитаю быть реалистом и прагматиком.
Я знаю, что мы потеряем часть наших дилеров, но мы продолжим работу. Рынок цикличен, а PSA обладает огромным желанием и волей для того, чтобы преуспеть в России. Мы продолжим работать на Украине – там живет 45 млн человек и в дальнейшем это будет отличный рынок. Также нам интересны и другие рынки региона, включая Казахстан и Белоруссию.