Власти США наложили ежедневный штраф в размере $14 тыс. на японского производителя подушек безопасности для автомобилей Takata. Причиной такого наказания стал отказ компании предоставить чиновникам необходимую информацию для расследования причин неисправности подушек. Известно, что дефекты подушек безопасности Takata уже унесли несколько человеческих жизней, а десятки людей получили травмы.
По словам министра транспорта США Энтони Фокса, такими штрафными санкциями американские власти намерены добиться от Takata полного сотрудничества в расследовании причин неисправности подушек безопасности.
«Мы все несем ответственность за безопасность на дорогах, и то, что Takata так и не начала в полной мере сотрудничать, недопустимо. Мы с этим мириться не будем. Каждый день несоблюдения наших правил будет оборачиваться для компании новым штрафом», — пояснил министр.
Ранее Национальное управление США по безопасности движения (NHTSA) инициировало собственное расследование и выяснило, что в условиях высокой влажности, характерной для южных штатов, подушки могут раскрываться некорректно, а иногда даже «выстреливать» в сидящего в салоне человека металлическими фрагментами конструкции узла.
Как поясняют эксперты, химическое вещество (нитрат аммония), находящееся в пиропатронах подушек безопасности этого производителя, ускоряет время их срабатывания, но становится нестабильными в условиях повышенной влажности и может вызвать достаточно мощный взрыв.
«Ни один другой поставщик, кроме Takata, не использовал нитрат аммония», — рассказывал ранее зарубежным СМИ управляющий директор JSC Automotive Consulting Джокен Зиберт, являющийся консультантом у автопроизводителей и поставщиков запчастей. — С помощью этого вещества можно делать более легкие подушки меньшего размера. Но Takata не пыталась сэкономить на этом — все дело было в технологии. И все пошло прахом».
В ходе своего расследования NHTSA потребовало от Takata предоставить подробную информацию об их продукции. Но как выяснилось позже, компания дала чиновникам доступ лишь к части данных, что и привело впоследствии к решению властей наложить на производителя штраф, вынуждая тем самым к сотрудничеству.
Стоит отметить, что основным поводом для скандала вокруг Takata стали не столько сами отзывные кампании и данные о пострадавших водителях и пассажирах, сколько попавшие в прессу слухи о том, что руководство компании узнало о возможных дефектах своих подушек и их последствиях еще в 2001 году, но долгое время скрывало эту информацию.
На сегодняшний день точно установлено, что из-за этой неисправности погибли пять человек и более ста человек получили различной степени тяжести травмы.
Массовый отзыв автомобилей, оснащенных подушками безопасности Takata, начался в апреле 2014 года. Сервисные кампании затронули владельцев автомобилей таких марок, как Honda, Toyota, Nissan, Mazda, Subaru, BMW, Chrysler и General Motors. В разное время по этой причине отзывались такие популярные во всем мире модели, как BMW 3-Series, Chevrolet Cruze, Toyota Corolla, Honda Fit и многие другие.
К настоящему моменту в США производители отозвали в общей сложности уже около 15 млн автомобилей. Еще около 10 млн машин были включены в сервисные кампании в других странах по всему миру.
После того как в прошлом году американский регулятор призвал владельцев 7,8 млн машин десяти ведущих марок заменить подушки безопасности Takata в своих автомобилях, акции компании упали в цене сразу на 22%.
Неудивительно, что конце 2014 года стало известно об отставке президента японской компании Стивена Стокера. Новым президентом Takata станет Сигэхиса Такада — внук основателя компании, а Стокер войдет в совет директоров. Компания также официально заявила, что зарплата президента снизится на 50% на ближайшие несколько месяцев. Кроме того, части вознаграждения лишатся некоторые члены правления компании.
Отметим также, что власти США далеко не первый раз применяют суровые санкции в отношении производителей автомобилей и запчастей. Помимо огромных расходов на сами сервисные кампании по отзывам потенциально дефектных автомобилей, ряд производителей наказываются внушительным штрафом. Так, наиболее громкий случай за последнее время произошел в июне прошлого года, когда концерн General Motors, долгое время скрывавший наличие проблемы с замками зажигания в своих автомобилях, выплатил правительству США штраф в размере $35 млн.