Начавшие набирать обороты на российском рынке китайские бренды стали сдавать свои позиции с той же быстротой, с которой они ранее один за другим заявляли о своих грандиозных планах. Во время Московского автосалона — 2014 целый зал был посвящен китайским брендам и каждый из них был уверен, что их машины придутся по вкусу россиянам. Помимо уже закрепившихся в России Chery, Lifan, Great Wall и Geely, посетителям стендов пришлось привыкать к таким названиям, как Haval, Dongfeng, BYD, Brilliance, Changan, FAW. Но если к уходам и возвратам китайских марок многие уже привыкли, то планы по созданию собственных производств у ряда компаний действительно вызвали интерес.
Планы по заводам
В августе прошлого года администрация Тульской области сообщила о начале строительства завода Great Wall общей стоимостью $520 млн. Предприятие должно заработать уже в 2017 году, а к 2020 году выйти на уровень производства 150 тыс. машин в год. В том же году компания Lifan сообщила о подписании соглашения о строительстве завода в Калужской области. При более скромном объеме инвестиций на уровне $150 млн предприятие сможет выпускать 100 тыс. автомобилей в год. О своем намерении обзавестись собственным заводом говорила и китайская Hawtai Motor.
Руководство компании намеревалось выделить впечатляющие $1,1 млрд на создание автозавода мощностью 100 тыс. автомобилей в год.
Не менее громкие планы были и у марки Dongfeng. Компания планировала организовать производство совместно с предприятием «Алабуга-моторс». Еще в 2015 году должна была заработать сборка машин потенциальной мощностью 80 тыс. единиц в год. Но совместное предприятие не заработало до сих пор.
Все эти заявления звучали до обвала курса рубля, который внес серьезные коррективы в деятельность всех без исключения производителей, в том числе и китайских. Пока обещанную стройку начала только Great Wall, а об успехах остальных производителей ничего не известно. Не исключено, что сроки запуска этих предприятий, если их все-таки построят, будут заметно сдвинуты.
Результаты продаж
В новом кризисном году большинство новых брендов из Поднебесной не показали сколь-либо существенных результатов. А уже хорошо знакомые россиянам марки ощутимо просели даже на фоне невысоких результатов конкурентов. Лучше всего по итогам продаж 2014 года на фоне конкурентов-соотечественников показал себя Lifan с результатом 23 619 проданных автомобилей (--14%). Однако в январе продажи рухнули уже на 32% — россияне купили всего 763 этих машин.
Неплохо чувствовала себя по итогам года и марка Chery с результатом 18,139 реализованных автомобилей (--9%), но в январе Chery продала только 230 машин (--80%). Great Wall в январе удалось продать 405 машин, Brilliance — 97, JAC — 15.
«В 2014 году Chery представила на российском рынке новую линейку AmbitionLine, которая включает седан Bonus 3, кроссовер Tiggo 5 и седан Arrizo 7, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Chery. — Падение продаж в январе 2015 года для нас ожидаемо, так как часть наших клиентов перенесли планируемую покупку на месяц раньше. В 2015 году мы продолжим процесс локализации, который начали в июле прошлого года.
Осуществить ранее задуманное не получится быстрыми темпами, есть целый ряд специфических деталей и комплектующих, производству которых нужно уделять много внимания.
На заводе «Дервейс» в Черкесске мы собираем модели Bonus 3 и Tiggo 5. В настоящее время уровень локализации составляет 25–27%. Осенью этого года планируем выводить кроссовер Tiggo 3».
Нестабильная ситуация с курсом рубля внесла коррективы в планы китайской премиальной марки Haval (суббренд производителя Great Wall. — «Газета.Ru»), которая только готовится к завоеванию российского рынка.
«Изначально мы планировали выход нашего бренда в конце 2014 года, — рассказала «Газете.Ru» представитель марки Олеся Евдокимова. — Но внезапное ослабления рубля и нестабильная ситуация на рынке вынудили руководство скорректировать планы.
Запуск продаж отложен на конец марта или начало апреля 2015 года. Пока текущая ситуация не повлияла на решимость нашего китайского руководства».
По ее словам, планы Haval по модельному ряду пока остаются прежними. «Мы представим три модели H2, H6 и H9. Еще одна — H8 — будет позже. Что касается цен, то по понятным причинам мы не готовы их объявить, как и наши предполагаемые объемы продаж. Зато осталось неизменным намеченное осенью количество дилеров — их будет 10–12».
В компании Geely «Газете.Ru» сообщили, что планируют расширение и обновление модельного ряда Geely в 2015–2016 годах.
«Общие объемы реализуемых автомобилей марки Geely на нашем рынке сравнимы с рядом весьма известных и стабильных европейских и японских марок, что говорит о достаточном уровне интереса к нам со стороны потребителей, — заявил генеральный директор Geely Motors Игорь Овсянников. — Россия является крупнейшим экспортным рынком для корпорации Geely. Кроме того, в 2012 году в Белоруссии было создано совместное производственное предприятие «Белджи», 35,6% акций которого принадлежит корпорации Geely.
Большой объем инвестиций Geely в создание дополнительной производственной площадки, на которой сегодня производится кроссовер Emgrand X7, позволил расширить линейку моделей и подтвердил долгосрочность планов корпорации в России».
В свою очередь в Changan Motors Rus признают, что вышли в Россию не в самый удачный момент.
«Но мы остаемся и работаем, набираем штат сотрудников, рассматриваем вторую поставку автомобилей из Китая — первая была в начале января, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. — Машины динамично продаются дилерам, но, возможно, мы будем пересматривать планы продаж (4 тыс.) в конце второго квартала».
Вновь вернувшийся в Россию FAW инвестировал в старт продаж 0,5 млрд руб. В этом году компания планирует продать порядка 4 тыс. автомобилей, а к 2017 году занять 1% рынка.
Между тем у большинства представленных брендов в России не существует пресс-служб либо сотрудников, способных прокомментировать планы компаний на текущий год.
Мнение экспертов
Директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив уверен, что
на фоне планов «АвтоВАЗа» продавать с Renault-Nissan по 1 млн автомобилей в год у китайских автопроизводителей просто нет шансов показать высокие результаты.
«Сейчас по политическим причинам у китайцев возник интерес к России, но это происходит только на словах, — говорит Дацкив «Газете.Ru». — Никаких серьезных инвестиций по факту никто не ведет. Все вместе китайцы продают не более 100 тыс. автомобилей максимум. При этом конъюнктура российского авторынка плачевна и лет пять-семь мы будем топтаться на отметке 1,3–1,7 млн проданных автомобилей, что вместе с планами «АвтоВАЗа» лишает китайцев хороших перспектив».
Вице-президент Российской ассоциации дилеров Андрей Петренко уверен, что в ближайшее время с российского рынка будут уходить новые, плохо знакомые клиентам китайские бренды. Свои позиции смогут удержать только опытные игроки, как, к примеру, Chery или Lifan.
В свою очередь аналитик и руководитель проекта «Инвестиции 101» Руслан Смирнов отмечает, что планы по созданию совместного предприятия Dongfeng с «Алабуга-моторс» могут быть скорректированы.
«Создание СП — всегда длительный процесс, — говорит Смирнов «Газете.Ru». — Сейчас, когда из-за снижения курса рубля партнерство с китайцами становится критически важным, представители Dongfeng пытаются получить максимально выгодные условия, и именно поэтому процесс может занять больше времени, чем планировалось ранее».
Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков обращает внимание на то, что бренд Haval принадлежит гиганту Great Wall и предлагает люксовые внедорожники.
«Планы у Haval достаточно амбициозны, — говорит Ермаков «Газете.Ru». — Упорства китайским автопроизводителям не занимать, свои автомобили Haval планирует собирать на заводе, построенном в России к 2017 году, и при высоком уровне локализации и должном качестве они имеют все шансы на успех».
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков также уверен, что часть автопроизводителей из Китая не сможет выдержать конкуренции и уйдет с рынка.
«В России останутся только самые узнаваемые из китайских брендов
— это Great Wall, Chery, Geely, Lifan, — говорит Целиков «Газете.Ru». — Сейчас, чтобы остаться на рынке, нужно демпинговать, и сделать это смогут только сильные бренды. У остальных же низкая узнаваемость и продажи».