После многомесячной тяжбы Мосгорсуд отказал в признании незаконной установленной в столице стоимости эвакуации транспортных средств. Соответствующий иск был подан юристами фирмы «ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Право». Они также требовали отмены дифференциации тарифов за эвакуацию и установки единого размера оплаты согласно рыночным расценкам. Соответствующий иск был направлен в Мосгорсуд после того, как к юристам обратился за помощью недовольный автовладелец. Его автомобиль эвакуировали с места парковки, и только на штрафстоянке он понял, что ему придется оплатить расходы на транспортировку и хранение ТС. При этом расходы на транспортировку составили 7 тыс. руб., так как мощность двигателя эвакуированного автомобиля была 315 л.с. В то время как эвакуация сопоставимых по размеру, но менее мощных машин обходится значительно дешевле.
Заявитель посчитал, что такая дифференциация нарушает его конституционные права и свободы как гражданина России и автовладельца, после чего вступил в судебную тяжбу с требованием признать нынешние тарифы недействительными.
Отметим, что, согласно распоряжению департамента экономической политики и развития Москвы №35-Р, размер оплаты расходов за одно перемещение транспортного средства категории А, В с мощностью двигателя до 80 л.с. составляет 3 тыс. руб.; для категории В с мощностью двигателя от 80 до 250 л.с. — 5 тыс. руб.; для категории В с мощностью двигателя свыше 250 л.с. — 7 тыс. руб.; для категории D, грузовых автомобилей — 27 тыс. руб., для негабаритных ТС — 47 тыс. руб.
Однако, согласно проведенным «ФБК Право» исследованиям, средняя рыночная цена за транспортировку ТС категории А в Москве составляет 1800 руб. и не зависит от мощности двигателя ТС.
Как сообщили «Газете.Ru» в «ФБК Право», в ходе процесса органы власти Москвы постоянно меняли показания относительно происхождения тарифа на эвакуацию. Департамент экономической политики и развития конкретной формулы расчета тарифа не предоставил, был лишь дан примерный перечень показателей, которые учитываются при расчете тарифа.
«Представители различных московских департаментов во время судебных заседаний не раз заявляли, что они намеренно установили это неравенство, для того чтобы богатые автовладельцы платили больше, а обладатели дешевых машин — меньше, — поясняет «Газете.Ru» партнер «ФБК Право» Александр Ермоленко. — В итоге единственным удобным критерием, по которому можно дифференцировать автовладельцев, стал объем двигателя.
Чем дороже автомобиль, тем мощность мотора у него выше. Чиновники сказали нам прямо — так проще отличить богатых от бедных».
По словам юриста, изначально представители ведомств подобную дифференциацию попытались объяснить тем, что «более дорогие автомобили эвакуируют более тщательно и аккуратно, чем дешевые, поэтому это стоит дороже».
«На это мы задали вопрос: неужели в таком случае владельцу «Жигулей» может грозить вероятность повреждения автомобиля и эвакуируют его менее аккуратно, — рассказывает Ермоленко. — Тогда появилась версия о том, что для более дорогих машин нужны более дорогие эвакуаторы с кранами. Мы попросили предоставить соответствующие документы, но ничего не получили».
В итоге в ходе финального заседания была предоставлена информация о том, что
себестоимость эвакуации любого легкового автомобиля в исполнении ГКУ «Администратор парковочного пространства» (АМПП) составляет 7180,92 руб.
При этом мэрия субсидирует услугу эвакуации, компенсируя разницу из бюджета: доплата за дорогую машину составляет 180 руб., за обычную — 2180 руб., за отечественную — 4180 руб.
«К примеру, у вас эвакуировали дешевенькие «Жигули» и вы заплатили 3 тыс. руб. за их возвращение, вся эта «услуга» стоит 7180,92, — поясняет Ермоленко. — В итоге город компенсирует ГКУ «АМПП» 4180 руб.».
Согласно материалам дела, «по утверждению заинтересованных лиц (Московская городская дума, департамент экономической политики), данный расчет якобы был использован при утверждении тарифов на перемещение транспортных средств и было принято решение о том, что субъект федерации (Москва) будет доплачивать за перемещение транспортных средств правонарушителей».
При этом, как утверждают юристы, оспариваемые нормативные акты противоречат положениям п. 11 ст. 27.13 КоАП, поскольку предусматривают возмещение расходов на содержание организации, осуществляющей перемещение и хранение задержанных транспортных средств. К примеру, это расходы на оплату труда дирекции организации и накладные расходы. Кроме того, при выплате компенсации учитываются не расходы на перемещение конкретного задержанного транспортного средства, а расходы на перемещение и хранение планируемого количества транспортных средств.
Получается, что лицо, привлекаемое к ответственности, дополнительно возмещает расходы других водителей, чьи транспортные средства тоже задержаны.
Кроме того, исходя из предоставленного чиновниками расчета на эвакуацию, на одно перемещение у автомобиля MAN уходит 14 л топлива при среднем расходе 22 л/100 км. Следовательно, за одну эвакуацию спецмашина проезжает 64 км. «Получается, что в размер тарифа входит компенсация проезда пустого эвакуатора до места эвакуации», — поясняет эксперт «ФБК Право».
«Если посчитать, что указанный тариф 7180 руб. справедлив, то получается, что расчетный экипаж эвакуатора 4,4 человека, — утверждает Ермоленко. — Расчетное количество эвакуаций в день — 2,57; расчетная дистанция при эвакуации одного ТС в один конец составляет 25 км, на 300 эвакуаторов приходится 230 техников, сам спецтранспорт застрахован сразу по трем видам страхования (каско, ОСАГО, профответственность)».
Ермоленко рассказал, что будет бороться за отмену дифференцированного тарифа на эвакуацию автомобилей и установление справедливого размера тарифа. В ближайшее время юрист намерен обратиться с таким требованием в Верховный суд.
Известный по схожим судебным процессам адвокат Марат Аманлиев, который пытался добиться признания незаконной практики удерживать машины на штрафстоянке до уплаты штрафа за нарушение правил парковки, говорит, что к процессу эвакуации автомобилей в Москве есть много вопросов.
«Возьмем даже этот расчет стоимости эвакуации, — говорит Аманлиев «Газете.Ru». — Департамент экономической политики и развития должен был предоставить целое экономическое обоснование. Но они этого не сделали. У автомобилей может быть целая линейка двигателей, и почему обладатели одного и того же автомобиля должны платить по-разному? Так можно установить тарифы в зависимости от знака зодиака водителя и, к примеру, Козерогов обязать платить больше. Деление на богатых и бедных — это абсолютная дискриминация».
В департаменте экономической политики и развития «Газете.Ru» пообещали максимально оперативно дать ответ, но к моменту выхода публикации комментарий в редакцию не поступил.
В департаменте транспорта «Газете.Ru» сообщили, что, согласно законодательству, департаменту экономической политики и развития делегировано право устанавливать тарифы на эвакуацию и хранение ТС.
«Обстоятельства могут быть разными, но нарушитель есть нарушитель и по закону обязан возместить расходы на эвакуацию, — отметила директор по стратегическому развитию АМПП Ксения Бродуленко.
— Себестоимость эвакуации одного автомобиля 7180,92 руб. Для кого-то это подъемная сумма, для кого-то нет. Нарушают правила парковки водители вне зависимости от размера дохода и социального статуса.
Как определить, какой именно это случай? В действующей российской практике именно мощность двигателя является основным при расчете налогов и услуг, связанных с транспортным средством (например, автомобильный налог, страховой полис), той же логики, по совету экспертной группы, было решено и придерживаться».
При этом в дептрансе отметили, что готовы рассмотреть и другие методики расчета стоимости эвакуации, если они будут поступать, например, от Общественной палаты или «Общероссийского народного фронта».