В 2014 году россияне набрали автокредитов на сумму 466,6 млрд руб. В количественном исчислении общее число реализованных кредитных автомобилей составило 823 425 штук, то есть 40% от всех проданных в стране новых машин.
Автокредитов стало меньше
Несмотря на это, по сравнению с 2013-м количество автокредитов сократилось на 22%.
Такие данные в ответ на запрос «Газеты.Ru» предоставили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), которое обрабатывает информацию, предоставляемую банками и заемщиками.
При этом, по состоянию на 1 января 2015 года, общий объем действующих автокредитов по Москве достиг 198,77 млрд руб. Это на 22,2% меньше аналогичного показателя прошлого года (242,94 млрд руб.).
Размер текущей задолженности на 1 января по этим кредитам составил около 90,97 млрд руб. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2014 году москвичи приобрели 349 тыс. новых легковых автомобилей, потратив на эти цели более 478,52 млрд руб.
«В 2014 году автокредитование демонстрирует серьезные темпы падения, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Это связано с ужесточением отбора новых заемщиков со стороны банков. Существенный вклад в динамику внесла и нестабильная ситуация на финансовом рынке, особенно в четвертом квартале 2014 года».
Отметим, что в четвертом квартале 2014 года был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель продаж кредитных машин — 35,5%.
Размер среднего автокредита будет расти
Согласно предоставленной статистике, в четвертом квартале размер среднего кредита достиг 586 116 руб. (при выданных 217 518 единицах автокредитов). Годом ранее этот показатель составлял 518 199 руб. (количество выданных автокредитов — 290 964 единиц).
Как рассказал «Газете.Ru» замначальника Ассоциации российских банков (АРБ) Сергей Пенкин, в 2015 году объем выданных автокредитов в лучшем случае останется на уровне прошлого года.
«Падение спроса на этот банковский продукт будет отчасти компенсировано удорожанием автомобилей и, соответственно, ростом объемов ссуд, — говорит Пенкин. — Динамику ставок предсказать сложно, поскольку она будет определяться такими факторами, как снижение спроса. С другой стороны, на нее будет влиять рост стоимости ресурсной базы и риск-премий банков».
Гендиректор НБКИ Александр Викулин уверен, что улучшению ситуации в области автокредитования могут способствовать стабилизация внешней ситуации и действия государства по стимулированию отрасли.
«Например, программы субсидирования ставок, а также передача НБКИ функций регистрации залоговых автомобилей для снижения риска в автокредитовании», — говорит эксперт.
В свою очередь, как рассказал «Газете.Ru» старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев, в настоящее время продажи автокредитов упали на 35%. По его оценке, сокращение рынка автокредитования в 2014 году в три раза сильнее, чем падение спроса на автомобили. На фоне этих цифр эксперт прогнозирует дальнейшее снижение спроса на автокредиты.
«Это вызвано в первую очередь ростом ставок по автокредитам, а также реальным снижением доходов населения вследствие обесценения рубля, — говорит Токарев.
— В текущих обстоятельствах на повседневные траты людям требуется больше денег. В результате этого доля средств, которую они готовы направить на платежи по кредитным обязательствам, значительно сократилась».
Отметим, что, несмотря на изменения в ставках рефинансирования, банки не имеют права изменить условия предоставления кредита.
«Кредитный договор между банком и заемщиком заключается на определенных условиях, после начала действия договора банк не имеет возможности изменить условия предоставления кредита, — объясняет «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. — Изменение процентной ставки со стороны банка может произойти по причине нарушения исполнения договора со стороны заемщика или же в случае, если ранее такое условие должно быть отражено в кредитном договоре».
В России автокредитов меньше, чем в Европе
По оценке Ермакова, уровень закредитованности россиян ниже, чем жителей Евросоюза, это связано с более доступными кредитными ресурсами для населения и высоким уровнем жизни в странах Евросоюза. «В России потребительское кредитование — это молодой и только формирующийся рынок, по сравнению с западными странами», — говорит эксперт.
По оценке старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, в среднем 53% населения России имеют кредитные отношения с банками, и это средний процент по сравнению с Европой. Лидеры закредитованности — Челябинская и Кемеровская области.
Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов напомнил, что по итогам 2014 года российский рынок новых автомобилей снизился на 7,8%, до показателя 2,34 млн штук. Притормозить глубокое падение рынка помогла госпрограмма обновления парка транспортных средств и скачок курса валют, вызвавший повышенный спрос на автомобили в конце года.
«Автокредитование является важным инструментом поддержки автомобильной отрасли, — говорит Удалов. — На фоне ожиданий по снижению продаж новых легковых автомобилей в 2015 году отрасль нуждается в эффективной государственной поддержке, в том числе и через механизмы кредитования. Положительный опыт предыдущих государственных программ мог бы стать основой для введения новых инструментов, направленных на восстановление отрасли в целях улучшения всей российской экономики».