В Ижевске при населении около 650 тыс. человек каждый тринадцатый житель работает на заводе «Ижавто», который подконтролен отечественному предприятию «АвтоВАЗ». В настоящее время на заводе ведется сборка моделей Lada Granta и Nissan Sentra. Всего по итогам 2014 года завод собрал 74 194 автомобиля. Но скоро размеренный график работы предприятия изменится: с 25 сентября здесь стартует производство нового седана Lada Vesta, с которым «АвтоВАЗ» связывает все свои дальнейшие надежды на создание нового имиджа компании в глазах россиян.
Как признался журналистам президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, именно он является непосредственным руководителем проекта, и если он не удастся, то ему, скорее всего, придется покинуть свой пост.
В настоящее время на заводе уже стартовало тестовое производство Lada Vesta. До мая здесь будет собрано 300 тестовых экземпляров Vesta. Запуску модели не помешал серьезный пожар, который произошел на «Ижавто» 3 января этого года. Инцидент случился в покрасочном цехе, где и должны были проводиться работы с Vesta.
Сотрудникам предприятия удалось починить пострадавшее оборудование, включая роботов, и не сорвать сроки. Как рассказал Андерссон, причиной возгорания стала ошибка поставщиков. «Если верить сообщениям в интернете, то завод выгорел полностью, — сказал глава «АвтоВАЗа». — Из-за ошибки поставщиков возникли проблемы с электрикой, но все проблемы удалось решить».
Уже известно, что Lada Vesta будет собираться исключительно в Ижевске. Андерссон уверен, что эта площадка гораздо более удобна и может лучше приспосабливаться к новым задачам.
«Сейчас здесь собирают Lada Granta и Nissan Sentra, также сейчас ведется работа над запуском еще одной модели, а в сентябре добавится и Lada Vesta», — отметил глава «АвтоВАЗа». Это очень мобильная, гибкая площадка.
Как работает завод
Глядя на завод «Ижавто», который в разы меньше «АвтоВАЗа», где работает примерно в десять раз меньше персонала, у большинства может сразу возникнуть вопрос: а справится ли такое скромное предприятие со столь амбициозной задачей? Но как рассказали «Газете.Ru» представители завода,
производственные мощности предприятия составляют примерно 300 тыс. автомобилей в год. «Проблематично было бы собирать 400 тыс. машин, все, что до этой цифры, мы можем собрать на «Ижавто», — отметили в руководстве.
Сама площадка по сравнению с напоминающим целый город «АвтоВАЗом» в Тольятти выглядит куда более скромно. Здесь над заводом тоже возвышается административная башня, которая, правда, примерно в три раза ниже и не покрашена в фирменный голубой цвет. Снаружи все серое и пустынное, а чтобы добраться от административных зданий до производственных цехов, нужно еще пять-десять минут проехать на автобусе.
Внутри в цехах тепло и чисто: полы сверкают, кузова двигаются по конвейеру и обстановка — как на любом другом крупном предприятии. Рабочие одеты в фирменные светло-серые комбинезоны и костюмы, инженеров и сотрудников рангом выше можно узнать по темно-серым курткам. Подхожу к нескольким улыбающимся мужчинам лет сорока пяти. На вопрос о том, какова обстановка на заводе, утверждают, что работой довольны.
«Работается хорошо, нас тут около 5 тыс. человек, и сейчас, в отличие от Тольятти, персонал не сокращают, а даже, наоборот, набирают, — рассказывают сотрудники. — Зарплата тоже хорошая, сложно сказать, у кого как, ведь есть еще переработки. В среднем выходит 28 тыс. руб., но это у инженеров.
А в декабре, когда автомобили скупали как пирожки, приходилось работать больше и многие получили по 50‒60 тыс. рублей! Андерссон приезжает сюда очень часто, каждый месяц всех строит, но он большой молодец. Сейчас все очень ждем Lada Vesta!»
Действительно, если заглянуть на сайт предприятия, идет набор инженеров разной направленности, также «Ижавто» ищет переводчика с французского и английского — явно для того, чтобы помочь здесь команде новых управленцев.
В цеху сборки подхожу к конвейеру, где работают одни девушки и женщины постарше. Все опрятные и с удовольствием отвечают на вопросы. В основном говорят, что работа не простая, а зарплату, конечно, хотелось бы повыше.
«Я проработала здесь четыре года, случайно попала на предприятие с подругой, а сегодня мой последний день, больше не могу, — говорит сотрудница, ловко закручивая гайки на Lada Granta и заодно подсказывая напарнице, которая немного запуталась.
— Новой работы еще не нашла, но платят мало, сил уже никаких нет, будет тут Vesta, не будет, мне уже все равно!»
Рядом с двигающимся по конвейеру белоснежным кузовом Vesta стоит испуганный парень. Интересуюсь у него, ждет ли он серийного запуска модели. Оказалось, что он стажер и пока провел на предприятии только несколько дней. Неожиданно надо мной нависает серьезный мужчина — представляется сотрудником службы безопасности. Поинтересовавшись названием издания, которое я представляю, и явно сомневаясь в существовании такого, он советует незамедлительно присоединиться к удаляющейся группе. Приходится покинуть начавшего дрожать стажера и в компании коллег отправиться дальше.