Минтранс РФ в среду обнародовал проект поправок в Административный кодекс, которые впервые вводят в России штраф в 5000 рублей за неоплату проезда по платной дороге. Документ размещен на Едином портале размещения проектов нормативных актов.
Суть документа сводится к предложению создать в КоАП РФ новую статью 12.11 прим. 1 под названием «Нарушение правил оплаты проезда по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги».
«Неуплата, а равно нарушение сроков оплаты проезда по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, за исключением случаев предоставления права проезда без взимания платы, влечет наложение административного штрафа на владельца транспортного средства в размере пяти тысяч рублей», — гласит текст предлагаемой статьи.
Несмотря на то что отдельные платные дороги и платные участки крупных магистралей появились в России еще несколько лет назад, до сих пор никакого наказания за их неоплату не было. Все они эксплуатируются с помощью контрольно-пропускной системы, при которой оплата производится на пунктах въезда и выезда, и, следовательно, проехать бесплатно водители не могут физически.
Как пояснил «Газете.Ru» сотрудник Минтранса РФ Григорий Волков, инициаторами законопроекта выступили само министерство совместно с ГК «Автодор», которая занимается развитием сети платных дорог в России.
«Для того чтобы на пунктах оплаты проезда, где установлены шлагбаумы, не образовывались заторы, мы хотим убрать эти шлагбаумы, — рассказал о цели поправок Волков. — Таким образом, машины смогут двигаться беспрепятственно и не создавать пробок. А если шлагбаумов не будет, велик шанс, что кто-то решит избежать трат и поедет без оплаты проезда. Для этого и возникла необходимость ввести штрафы. Что касается методов оплаты, то они будут во многом схожи с теми, которые используются сейчас для оплаты парковок в Москве. Можно будет отправить SMS с сотового телефона, также будет реализована возможность использования специальных бортовых устройств. Но скорее всего, мы будем стремиться к тому, чтобы оплачивать проезд можно было именно с помощью смартфонов и специальных приложений».
Говоря о принципах администрирования и способах оплаты штрафов, Волков пояснил, что главным образом для этого будут использоваться камеры наблюдения.
«Рамки, через которые будут проезжать машины, никуда не денутся, — говорит представитель Минтранса. — На них будут установлены видеокамеры, и они будут работать по такому же принципу, как в случае с выделенными полосами.
Если водитель проедет без оплаты по такой дороге, ему будет автоматически выписан штраф».
По словам чиновника, подобная система проезда будет внедряться на всех участках, которыми заведует ГК «Автодор».
До 2020 года такая система должна быть внедрена более чем на 1,5 тыс. платных дорог.
Ближайшими участками, где исчезнут шлагбаумы, станет участок М4, дорога в обход Одинцово, а также участки новой трассы Москва — Санкт-Петербург.
При этом после принятия законопроекта уже существующие пункты приема оплаты будут демонтированы.
«В стратегии развития каждой дороги заложен план, что все шлагбаумы должны сокращаться. Мы предоставим возможность перехода на новую систему, чтобы концессионеры успели переоборудовать въезды на платные отрезки», — отметил Волков.
По его оценке, поправки должны заработать к 2016 году. В настоящее время проект приказа выложен для общественного обсуждения, которое продлится две недели.
Руководитель пресс-службы ГК «Автодор» Екатерина Варенова подтвердила «Газете.Ru», что речь идет о постепенном переходе на бесконтактный способ оплаты проезда. В частности, ранее независимые аудиторы предложили использовать устройство free flow (свободный поток), как это делается в Европе.
«То есть человек покупает виньетку, прикрепляет ее на ветровое стекло, и во время проезда по платной дороге оплата происходит автоматически, — рассказала Варенова. — Такая бесконтактная оплата проезда оптимизирует проект и позволит увеличить пропускную способность. Но для того, чтобы люди платили за проезд, должна существовать некая ответственность. Если мы говорим о том, что пунктов для оплаты проезда со шлагбаумами не будет, а люди смогут свободно въезжать и выезжать, то они должны знать и о том, что существуют определенные ограничения.
Тем, кто решил сэкономить, придется отдать гораздо большую сумму в виде штрафов. Но в соответствии с нынешним законодательством мы не можем взимать эти штрафы.
Чтобы принятая во всех развивающихся странах система заработала, и появилась необходимость внести изменения в КоАП. Минтранс разрабатывает этот проект при нашем взаимодействии».
По мнению Вареновой, установленные в настоящее время на платных дорогах пункты взимания платы (ПВП) демонтированы все-таки не будут.
«Есть такая вещь, как привыкание пользователей. Поэтому я не думаю, что уже существующие ПВП будут модернизированы или уничтожены. При этом при приближении к новым платным отрезкам уже без шлагбаумов обязательно будут установлены предупреждающие знаки, у автомобилистов по-прежнему будет выбор, ехать им по платной дороге или по бесплатной. Для того чтобы проектировать такие вещи, нам необходимо иметь соответствующую нормативную базу. Строящиеся в настоящее время участки будут вводиться в эксплуатацию согласно существующей системе оплаты, которая уже предусматривает бесконтактный въезд при помощи транспондера. Поэтому мы не исключаем возможности, что реализация новой схемы будет возможна уже при запуске пятой секции ЦКАД».
Варенова пояснила, что современные скоростные дороги строятся с использованием интеллектуальных транспортных систем (ИТС), поэтому технических сложностей с контролем оплаты проезда возникнуть не должно. При этом вопросы о возможности внедрения такой системы при организации платного въезда в столицу Варенова посоветовала задать представителям правительства Москвы.
«Платный въезд — это не наша тема. Эти вопросы необходимо задавать правительству Москвы. Мы занимаемся только федеральными скоростными магистралями», — сказала Варенова.
Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов инициативу Минтранса поддерживает, но считает, что с ее реализацией чиновники запоздали. «Минтранс уже давно поставил этот вопрос, но реальность такова, что в России министр имеет не так много полномочий, а любая инициатива должна проходить бесчисленные согласования в различных ведомствах, — рассказал «Газете.Ru» Скворцов. — Но справедливости ради стоит отметить, что и в Европе система бесконтактного въезда на платные дороги появилась не так давно. Впервые такая система начала использоваться на дорогах Германии в 2008–2009 годах».
Эксперт обращает внимание на то, что компании и государство уже потратили большие средства на строительство в России пунктов взимания оплаты проезда со шлагбаумами и сейчас продолжают тратить деньги на их содержание. «На одну только зарплату контролерам уходит много средств, — поясняет Скворцов. — С этой точки зрения бесконтактная система выгодна тем, кто содержит и строит платные дороги. Но и преимущество такого решения для автомобилистов тоже очевидно — им не нужно стоять в заторах перед шлагбаумами».
Скворцов выразил уверенность в том, что подготовка проекта этого федерального закона не связана с недавними намерениями столичных чиновников ввести плату за въезд в Москву.
«Во-первых, Минтранс начал работать над этим задолго до того, как начались разговоры о проекте платного въезда в столицу, — объясняет собеседник. — Во-вторых, московские власти понимают, и Сергей Собянин в одном из интервью дал это понять, что в текущей экономической ситуации в стране вводить такие инновации просто недопустимо — могут начаться народные волнения.
Да и в принципе эта идея абсурдна. Ведь на самом деле ни в одной стране мира нет города, въезд в который был бы платным. В небольшие исторические районы — да, но не в сам город».