— Как прошел 2014 год для компании Mitsubishi в России?
— За прошедший год мировые продажи Mitsubishi Motors составили порядка 1 млн автомобилей. На долю «MMC Рус» пришлось 8% этой цифры. Таким образом, по объемам реализованных автомобилей «Mitsubishi Россия» заняла второе место в мире.
Более 30% мировых продаж приходится на модель Outlander, на втором месте — Pajero, на третьем — ASX.
Россия является важнейшим рынком по объемам продаж и развитию SUV-сегмента. Несмотря на то что по итогам года российский авторынок просел на 9%, показатели Mitsubishi выросли на 2%. Компания заняла восьмое место по продажам новых автомобилей в России и второе в своем сегменте.
— Прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сводится к тому, что продажи новых легковых автомобилей в 2015 году составят 1,89 млн единиц. Согласны ли вы с этой оценкой? Или же цифры могут оказаться значительно ниже?
— Если сравнить текущую ситуацию с тем, что происходило в 2008 году, тогда кризис пришел очень неожиданно и никто не мог его предсказать. Но в этот раз уже с сентября 2012 года российский автомобильный рынок начал падать и был нестабилен. Ноябрь-декабрь 2014 года стали исключением. Поэтому к происходящему сейчас все были готовы: клиенты, дилеры, дистрибьюторы.
Я так и сказал штаб-квартире в Токио: «Не паникуйте. Если вы будете паниковать, то и мы будем паниковать». Если рынок упадет на 24%, как говорит АЕБ, или если он упадет на 35–40%, ничего страшного, мы знаем, как выжить.
Падение рынка на 24% — это средняя цифра, которую посчитали в АЕБ исходя из прогнозов всех членов организации. По моему мнению, снижение возможно в диапазоне от 15–35%, но никто сейчас не скажет, каким оно будет точно.
— Как изменились цены на автомобили Mitsubishi с начала 2014 года?
— Если мы сравним текущие цены, то они, конечно, выше тех, которые были в прошлом году в январе. В зависимости от модели они повысились на 5–10%.
— Планируется ли новое повышение цен на автомобили и когда?
— Мы все понимаем, что не сможем избежать этого. Рубль упал на 50–60%, и для того, чтобы перекрыть эти потери, нужно поднять цены на 50%. Но никто из автопроизводителей не будет это делать. Все понимают, что из-за таких действий они потеряют свою долю рынка и, возможно, им даже придется покинуть российский рынок.
Я не хочу это делать, но нам придется повышать цены.
Сначала мы хотим посмотреть, что будет происходить в первом квартале, и на этом основании мы сможем конкретизировать нашу ценовую политику на весь год.
— То есть до конца квартала цены повышаться не будут?
— Это не совсем так. Обычно для повышения цен мы проводим анализ и сравнение цен с нашими конкурентами. Но мы хотим удержать нашу долю рынка в 2015 году и знаем, какую ценовую разницу должны удерживать между нашими моделями и моделями конкурентов.
— В России обычно все дорожает, но не дешевеет. В случае если экономическая ситуация стабилизируется, будете ли вы снижать цены?
— Если рубль укрепится на 35–40%, мы тоже снизим цены. Но тут, конечно, ключевое слово — «если».
— И как вы будете реагировать на рыночные изменения? Постоянно менять цены? Но как в таком случае удержать клиентов?
— Я думаю, что цены по рынку будут расти только до определенного момента. Если я подниму цены на Outlander на 50%, купите ли вы его? Сейчас рубль потерял около 60% своей цены. Но максимум, на что могут рассчитывать производители, — отыграть половину этого падения и поднять цены на 30%. Это максимум.
— На чем компания сфокусируется в 2015 году и на какие новинки от вашей марки могут рассчитывать россияне?
— В текущей нестабильной ситуации нам очень сложно прогнозировать, что будет с рынком. Нашей задачей на 2015 год станет сохранение и поддержание той доли рынка, которую мы завоевали в 2014 году.
В текущем году мы запустим два новых автомобиля. Это будет новый Outlander — он появится в продаже этой весной, — а также пикап L200. В 2016 году, предположительно весной, мы запустим Pajero Sport, а в 2017 году — новый Pajero и ASX.
Я уверен, что бестселлером в 2015 году останется Outlander. Именно в России стартуют первые мировые продажи этой модели. Предсказать, что будет дальше, очень трудно. Сейчас мы занимаем второе место в сегменте, уступая Toyota Rav 4, в феврале Nissan запустит новый X-Trail. Получается, что в этом году три эти автомобиля будут рвать сегмент между собой.
— Какие из новинок будут собирать на вашем заводе в Калуге?
— Outlander мы будем производить в Калуге. Новый Pajero Sport также будут собирать там с 2016 года. Если говорить относительно других новых автомобилей, этот вопрос стоит у нас на повестке, но решений по нему пока нет. Пикап L200 мы будем импортировать из Таиланда.
— Не хотите производить его в России, разве это не дешевле при нынешнем курсе?
— Это не так просто — запустить производство. Иногда принятие таких решений занимает год. Сейчас рубль падает, а завтра он укрепится, и нам снова придется ехать в Таиланд.
— Старых Outlander уже нет в продаже?
— Все Outlander текущего года уже находятся у наших дилеров, и свободных автомобилей у нас не осталось.
— При создании новых Outlander Mitsubishi собирала мнения россиян. Как это происходило, какие из пожеланий были учтены?
— Действительно, мы собирали фокус-группы, спрашивали людей, что им нравится в автомобиле, а что — нет. Также мы получали обратную связь от клиентов, опрашивали дилеров. Клиенты главным образом были довольны внедорожными способностями автомобиля. Но каждый год россияне становятся все более требовательны.
В итоге после обработки полученной информации мы приняли решение усилить шумоизоляцию. Теперь машина очень тихая и в ней очень хорошо. Также мы поменяем настройки подвески.
Но это как конкурс красоты: кому-то они понравятся, а кому-то — нет. Будем совершенствовать и множество других моментов, которые мы пока не будем раскрывать.
— На складах у дилеров сейчас пусто? Когда приедут новые автомобили?
— Машины у дилеров есть, и в апреле придет новая партия. Поэтому в этот период вопрос о доступности машин нас не будет беспокоить. Возможно, сейчас есть проблемы с какими-то комплектациями определенных моделей. Самые ходовые товары расходятся в первую очередь, и, возможно, их смели из автосалонов в прошлом декабре. Но машины есть — и в Москве, и в регионах.
— Сколько автомобилей получат дилеры за этот период по сравнению с прошлым годом, больше или меньше?
— Разница будет небольшая, конечно, это количество будет немного меньше. Примерно на 10–15% машин меньше будет отгружено дилерам Mitsubishi с января по апрель 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— В конце года появилась практика, когда дилеры повышают рекомендованные производителями цены самостоятельно. Можете ли вы как-то повлиять на такую ситуацию?
— Такая ситуация действительно происходила в ноябре-декабре 2014 года, но у нас нет юридических обоснований для того, чтобы воздействовать на деятельность дилеров в этом аспекте. У нас есть рекомендованная цена, которой дилеры могут следовать или нет. Рынок регулирует цены. Есть рекомендованная цена, а какой будет окончательная цена, должны обсудить дилер с клиентом напрямую, не мы.
Мы только поставляем дилеру машину, и окончательная цена зависит от дилера: они могут продавать автомобили по цене ниже и по цене выше рекомендованной.
— Будет ли компания продлевать действие гарантии на свои автомобили?
— Это именно то, над чем мы работаем сейчас. Дело в том, что многие клиенты отложили свое решение о смене автомобиля. Они будут ездить на своих нынешних машинах дольше. Поэтому мы активно думаем над тем, как привлечь клиентов в дилерские центры.
— Продолжите ли вы работать в сегменте электромобилей в России или же спрос недостаточно высок?
— Этим направлением активно занимался Андрей Панков (с начала года Панков оставил пост главного исполнительного директора «ММС Рус». — «Газета.Ru»). Одним из главных его достижений стало обнуление таможенных пошлин на ввоз электромобилей в Россию. Мы не испытываем никакого давления со стороны дилеров с точки зрения объемов продаж. Главное для нас — внедрять эту технологию и идеи, а цифры придут позже. Поскольку автомобили действительно интересные, футуристичные и инновационные, мы будем продолжать работу в этом поле. Как только экономическая ситуация стабилизируется, мы будем рассчитывать и на некий объем продаж электромобилей. В 2014 году мы запустили продажи Outlander PHEV и реализовали 78 единиц. Мы уверены в поддержке правительства и развитии рынка электротранспорта и гибридных автомобилей.
— Что будет происходить с дилерской сетью компании? Эксперты говорят, что их количество будет сокращаться у всех игроков.
— В 2014 году мы открыли 14 новых дилерских центров, их количество достигло 141, и к 2015-му их будет уже 150. У нас хорошее покрытие дилерской сети, и мы хотим немного подрасти не для того, чтобы продать больше автомобилей, а чтобы обеспечить клиентам более удобный доступ к аксессуарам и сервисным услугам.