Во вторник в Минздраве РФ прояснили ситуацию с нашумевшим постановлением правительства, определяющим список психических и сексуальных расстройств и заболеваний, с которыми запрещено управлять транспортными средствами.
Вносить поправки пришлось в связи с положениями о медицинских противопоказаниях и ограничениях допуска к управлению транспортными средствами, которыми в конце 2013 года был дополнен закон о безопасности дорожного движения.
Подписанный 29 декабря документ появился на сайте правительства в разгар праздников – 6 января – и за несколько дней успел наделать немало шума.
Так, в перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами попали такие психические расстройства и расстройства поведения, как транссексуализм, трансвестизм, фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия, клептомания и множество других.
Масла в огонь подлили федеральные СМИ, многие из которых не сумели толком разобраться в документе и лишь усилили опасения некоторых категорий граждан, в частности трансгендеров.
Во вторник в Минздраве РФ разъяснили, что подавляющему большинству потенциальных водителей, страдающих подобными отклонениями, бояться нечего.
«Как следует из указанного постановления правительства РФ, само по себе наличие психического расстройства или расстройства поведения не является противопоказанием к управлению транспортным средством, — заявил журналистам пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай. —
Исключение составляет лишь наличие хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями».
Соответствующую приписку можно найти и в тексте постановления правительства.
«Доля пациентов с такими проявлениями психических расстройств в общих контингентах лиц, страдающих психическими расстройствами, невелика и зависит от конкретного заболевания», — добавил Салагай.
В частности, по его словам, в группе заболеваний «расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» (коды МКБ-10 F60-F69) они составляют не более 1%.
«Степень выраженности психических расстройств у данной категории пациентов, а также необходимость применения психотропных лекарственных препаратов, существенным образом меняющих психические реакции, делают невозможным управление транспортным средством как источником повышенной опасности», — пояснил чиновник.
Он особо подчеркнул, что сексуальная ориентация человека не имеет к данным заболеваниям никакого отношения. «Сексуальная ориентация в соответствии с Международной классификацией болезней X (МКБ-10) не является психическим расстройством и расстройством поведения», — отметил представитель Минздрава.
Врач-психиатр Сергей Полятыкин также считает, что гражданам с определенными психическим расстройствами и отклонениями не предстоит превратиться в пешеходов.
«Здесь действительно речь идет только о тяжелых патологических случаях проявления таких отклонений, когда они могут быть опасны для самой личности или окружающих, — рассказал он «Газете.Ru». –
Конечно, если какой-то эксгибиционист на ходу будет демонстрировать окружающим половые органы, выдавать права такому человеку нельзя, его нужно лечить. Но надо понимать, что общий процент подобных случаев обострения среди людей с упомянутыми в постановлении отклонениями крайне невелик.
В основном это те, кто постоянно содержится в специализированных стационарах. А если человек ведет себя адекватно, трансгендер он или нет, фетишист он или эксгибиционист — это совершенно неважно, за руль он сядет без проблем».
Эксперт уверен, что опасения некоторых представителей сексуальных меньшинств по поводу того, что теперь они могут столкнуться с какой-либо дискриминацией со стороны медиков, ничем не оправданы.
«Психиатрия — штука очень тонкая, все эти вещи очень сложно однозначно фиксировать. Чтобы зафиксировать эту тяжелую форму с частыми обострениями, нужно вести длительное наблюдение, и врачи, как правило, связываться с этим не хотят: обосновать это порой трудно, да и пациенты начнут жаловаться, и будет больше проблем. Поэтому у нас чаще бывают случаи, когда справку о психическом здоровье получает человек, которому я ее просто побоялся бы выдавать, — отметил Полятыкин. –
Ну а кому нужно связываться с теми же транссексуалами? Только какой-то гомофоб, которого быстро вычислят и уволят. Все это пустые страхи нашего гей-сообщества».
Эксперт подчеркивает, что постановление правительства с медицинской точки зрения на практике ничего не изменило. «Я вообще не понимаю, зачем его выпустили. Может быть, в связи с какими-то другими законодательными актами, но по содержанию оно не вводит ничего нового», — заключил психиатр.