Глубокий кризис российского авторынка вынудил руководство страны на решительные меры по поддержке отрасли. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в среду совершил рабочий визит в Татарстан, где ознакомился с производством на заводах Ford Sollers и КамАЗ.
После чего премьер провел совещание о мерах поддержки российского рынка автотехники с руководством Минпромторга и представителями крупнейших автокомпаний. Так, на мероприятие прибыли топ-менеджеры таких компаний, как «Вольво Россия», «ПСМА Рус», «Дженерал Моторс СНГ», «Автотор Холдинг», FordSollers, Toyota, «АвтоВАЗ», и других автогигантов. Об итогах совещания рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.
Продление программы утилизации
Главной новостью для компаний, работающих в России, стало выделение дополнительных 2,9 млрд руб. из антикризисного фонда на поддержку автомобильной отрасли в текущем году.
Таким образом, в рамках действующей программы по утилизации и трейд-ин, на которую изначально руководство страны направило 10 млрд руб., будет продано не 170 тыс. новых машин, а более 200 тыс.
Кроме того, действие программы по утилизации и трейд-ин будет продолжено и в следующем году. На оживление и стимулирование потребительского спроса правительство готово потратить еще 10 млрд руб. в первом квартале 2015 года. Условия программы останутся неизменными. При этом в связи с дополнительными денежными вливаниями в отрасль Минпромторг скорректировал свой прогноз по падению производства в лучшую сторону.
«С учетом добавленных 2,9 млрд руб. в этом году я думаю, что объем производства упадет не более чем на 6% по отношению к показателям прошлого года, — отметил глава ведомства. — Изначально мы давали прогноз 8%.
Но окончательный итог может быть и лучше. За счет того что ослаблен рубль, мы получаем дополнительное преимущество на иностранных рынках. В частности, у КамАЗа увеличивается объем производства и зарубежных заказов».
Вливания в газомоторный транспорт
Также стало известно, что правительство приняло решение выделить 3 млрд руб. на субсидирование и закупки субъектами РФ автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе. Возможно, в этот список в дальнейшем будут включены гибридные автомобили.
«Мы ознакомились с новой разработкой КамАЗа, которая осуществляясь при государственном софинансировании, — рассказал Мантуров. —
Предприятие разработало грузовик, который использует гибридный двигатель и представлен в разных версиях. Так, есть гибриды, которые работают на сжиженном газе, на сжатом газе и на дизельном топливе.
Возможно, что этот автомобиль, в частности, будет добавлен в следующем году к списку субсидируемых».
Экологический налог для автомобилей
В список поручений, которые премьер Дмитрий Медведев дал Минпромторгу, попала также проработка введения экологического налога для автомобилистов.
«Была поддержана идея о совершенствовании транспортного налога в части перевода не только в лошадиную силу, как сегодня взимается налог с транспортных средств, но в первую очередь в привязке к экологическому классу. По сути, это экологический налог», — заявил Мантуров.
По словам Мантурова, приобретать старые автомобили станет невыгодно.
Сейчас этот проект находится в проработке, и решение будет принято в ближайшие три месяца после обсуждения вместе с представителями других ведомств.
Повышение локализации производства
Несмотря на падение курса рубля, Минпромторг не планирует пересматривать условия режима промышленной сборки для подписавших соответствующее соглашение автопроизводителей. Напомним, согласно документу, компании обязаны довести уровень локализации собираемых в России автомобилей до 60%.
«Производители, которые подписали соглашение по согласованному ранее графику, будут вводить в эксплуатацию, — пояснил Мантуров.
— Они будут и использовать уже локализованные компоненты, что в определенном смысле компенсирует риски, связанные с волатильностью рубля.
Между тем компания Mercedes-Benz, которая с недавних пор была лишена возможности участия в тендерах на госзакупки автомобильной техники из-за отсутствия локального производства, до сих пор не определилась с местом строительства будущего завода.
«Такие переговоры компания ведет с Москвой, Московской областью, Татарстаном, — рассказал Мантуров.
— Нужно подождать, пока Mercedes-Benz определится с регионом, где и в каком городе они предполагают организацию своего производства легковых автомобилей.
С учетом мер по защите рынка, которые были приняты в этом году, в том числе запрета на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, а также с учетом предложения ввести такие же меры и для государственных компаний, Mercedes должен быть заинтересован в организации здесь производства и максимальной его локализации, чтобы участвовать в поставках наряду с другими коллегами, которые сделали это раньше.
«Кортеж» будет собирать «АвтоВАЗ»
Автомобили для первых лиц государства, предусмотренные проектом «Кортеж», планируется собирать на базе «АвтоВАЗа». Окончательно участники проекта будут определены до конца года.
«Действительно, изначально «АвтоВАЗ» не рассматривался, — отметил Мантуров. — Мы определимся с участниками до конца года, это точно.
Сегодня мы очень активно рассматриваем «АвтоВАЗ». Есть опытное производство, которое в состоянии обеспечивать объем до 50 тыс. автомобилей, что полностью устраивает участников этого проекта.
На сегодняшний день оно наиболее адаптивно для условий этого проекта, который сегодня формируется. По внедорожнику основной исполнитель пока — это Sollers. Сейчас одним из основных претендентов становится «АвтоВАЗ». В ближайшее время будет принято окончательное решение. По седану это проще всего сделать, по лимузину. Сейчас мы еще должны решить по микроавтобусу».
Самой подходящей площадкой для производства двигателя министр назвал Ярославский моторный завод.
«Это наиболее комфортная площадка. Но у нас еще есть время на согласование с производителями, окончательное решение пока еще не принято», — сказал Мантуров.