Госдума после доработки все-таки приняла едва не ставший скандальным законопроект, регламентирующий привлечение сотрудников СК РФ к административной ответственности. В последний момент поправки, фактически дающие следователям исключительные привилегии на дорогах, были отклонены.
Расширенные льготы появились в тексте президентского законопроекта ко второму чтению по инициативе руководства СК РФ. В частности, сотрудников комитета предлагалось полностью освободить от ответственности за любые нарушения ПДД, кроме езды в нетрезвом состоянии, а также зафиксированных на фото- и видеокамеры.
По мнению авторов поправок, это позволило бы оградить сотрудников СК от «незаконного вмешательства» при проведении следственных действий в отношении должностных лиц «в правоохранительных и надзорных органах», обладающих соответствующими полномочиями. Вместо этого наказывать проштрафившихся следователей предлагалось только дисциплинарно — решение, как именно, находилось бы в компетенции руководства нарушителя.
Этот вариант законопроекта сначала поддержали в профильном комитете по конституционному законодательству и госстроительству, и его должны были без проблем принять на пленарном заседании,
однако затем депутаты посчитали, что немного поторопились, и, отложив передачу документа на голосование, продолжили обсуждение.
В конечном итоге народные избранники отказались от всех предложенных руководством Следственного комитета инициатив.
«После доработки поправок все ранее прописанные привилегии сотрудникам СК мы из закона убрали, — рассказал «Газете.Ru» один из членов комитета, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. —
Они по-прежнему будут нести полную административную ответственность по всей 12-й главе КоАП РФ, за исключением того, что к ним не могут применяться такие меры пресечения, как административный арест и обязательные работы.
Таким образом, в этом плане мы приравняли сотрудников Следственного комитета к ряду категорий граждан — военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, инвалидам I и II групп».
В ходе последних обсуждений члены парламентского комитета объяснили присутствовавшему представителю СК РФ, что освобождение от административной ответственности, во-первых, может вызвать чувство безнаказанности у молодых сотрудников ведомства, а во-вторых, наверняка спровоцировало бы критику со стороны общественности.
«К тому же не совсем понятно, почему следователи должны иметь больше привилегий, чем прокуроры и судьи? Это абсолютно нелогично», — резюмировал Лысаков.
Впрочем, если взять весь президентский закон целиком, то льгот у сотрудников СК РФ действительно прибавилось.
По ряду статей КоАП они будут нести ответственность не на общих основаниях, а лишь дисциплинарную, выражающуюся, к примеру, в выговорах, замечаниях, лишении премий.
В частности, к таким статьям относятся: пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения, в частности добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (ст. 7.11); безбилетный проезд (ст. 11.18); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2); мелкое хулиганство (ст. 20.1).
Дорожные штрафы силовиков отправляют в архив
Между тем при нарушениях ПДД сотрудники силовых структур по большей части самостоятельно оплачивают свои штрафы.
«Обычно платят сами, даже если нарушили на ведомственной машине, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Я этот вопрос специально прояснял в некоторых региональных подразделениях ГИБДД. Штраф приходит на юридический адрес владельца служебной машины и дальше поступает руководителю.
Тот выясняет, кто в это время управлял машиной, что это была за поездка. Если никаких служебных поручений в это время не было, то водитель оплачивает все сам. Это и «скорой помощи» касается.
А если нарушение было допущено в ходе какого-то задания, то руководитель пишет письмо в ГИБДД, где объясняет ситуацию. В Госавтоинспекции производство по административному делу закрывают и сдают его в архив».
Ранее пресс-секретарь Управделами президента РФ Виктор Хреков объяснял «Газете.Ru», что ответственность за нарушение ПДД ложится на водителей служебных автомобилей. «Если полицейский выписывает штраф или постановление приходит по почте, сами водители потом оплачивают, — рассказывал Хреков. — Если служебный водитель не согласен с протоколом, то он уже сам решает, оспаривать ли его в суде. Если какой-то разбор, то водитель едет и участвует в нем сам».