«Газета.Ru» выяснила, что стало причиной ухода из России ряда автомобильных брендов и кто, по мнению экспертов, может покинуть российский рынок совсем скоро.
Испанский SEAT
Испанский автопроизводитель SEAT прекратит продажи в России из-за сильного снижения спроса, к которому привели слабый рубль и экономические проблемы в стране.
Уход дочернего предприятия немецкого концерна Volkswagen произойдет в конце 2014 года — уже четвертая попытка бренда завоевать сердца россиян с треском провалилась.
В 2013 году SEAT продал в России 3375 машин. Между тем, по данным Европейского комитета автопроизводителей (AEB), за январь — октябрь текущего года бренду удалось реализовать всего 1324 автомобиля. Это на 57,2% меньше аналогичного периода прошлого года. Основной причиной ухода из России эксперты называли отсутствие локального производства и сильную зависимость от растущего курса евро.
Тайваньский Luxgen
Стартовавшему в России осенью 2013 года бренду Luxgen удалось продать всего 62 машины в прошлом году и 81 автомобиль — в текущем. Тайваньцы, позиционируя свою единственную в России модель кроссовера Luxgen7 SUV как премиальную, не смогли избавиться от ассоциации у массового покупателя с китайскими марками. При этом стоимость внедорожника (от 1,320 млн до 1,610 млн руб.) была сопоставима как минимум с корейскими автомобилями и не пришлась россиянам по вкусу. О том, что сами автомобили по качеству и оснащению как минимум не хуже корейских, большинство потенциальных покупателей просто не знали. Не изменили ситуацию и значительные скидки.
Амбициозные азитаты даже успели наладить производство своих кроссоверов на заводе в Черкесске — его также пришлось приостановить. Не исключено, что, учитывая многомиллионные инвестиции, Luxgen попробует вернуться на российский рынок после кризиса и с новыми моделями.
Американский Dodge
Продав в 2013 году 192 автомобиля на российском рынке, американский бренд Dodge продолжил работу в нашей стране. Однако показатели его не улучшились — всего 26 новых машин с шильдиком Dodge купили россияне в 2014 году. В итоге представительство решило свернуть свою работу.
Кто следующий?
Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что
следующей компанией, которая свернет свою работу на территории России, может стать итальянский FIAT — 6331 проданная машина в 2014 году.
«У компании нет здесь своего локализованного производства, — отметил Целиков. — Кроме того, они напрямую зависят от роста стоимости валюты, им придется поднимать цены на 20–25%. Учитывая, что итальянцы не успели построить у нас сильный бренд, марка станет неконкурентоспособной».
Кроме того, по мнению эксперта, уйти из России может американский Chrysler, который за 2014 год реализовал всего 145 автомобилей.
«Сейчас разнообразие среди представленных брендов велико, — объясняет эксперт. — Возьмем Toyota, которая на протяжении многих лет вкладывала силы в то, чтобы бренд ассоциировался с надежностью и низкой потерей стоимости при перепродаже. Поэтому, даже если они поднимут цены, стоимость бренда перевесит это обстоятельство. А есть те бренды, которые могли удержать свои продажи только за счет конкурентоспособных цен, — они и будут уходит с рынка».
Следующие в очереди на выбывание, по оценке Целикова, китайские марки. По его словам, на рынке останутся четыре лидера — это Chery, Jeely, Great Wall и Lifan.
«Если курс иностранной валюты останется на текущем уровне или же рубль вновь упадет, то в следующем году на рынке может возникнуть очень сильный перекос, — говорит Целиков. — Кто-то будет работать с нулевой динамикой, а кто-то покажет результат минус 50%. И сворачивание своей работы в таком случае станет вполне логичным шагом. Кроме того, может возникнуть тренд, когда не марка целиком будет уходить с российского рынка, а будут сокращать определенные модели.
В свою очередь, дилеры будут отказываться от работы с рядом марок. У некоторых производителей останется пара-тройка московских дилеров, а из регионов они просто исчезнут».
Целиков отметил, что в тяжелом положении находится альянс Peugeot Citroën. Их производство в России закрываться не будет, однако предприятие ждет серьезное сокращение издержек.
«Завод есть, и его производственные мощности нужно загружать, но при этом придется сокращать линейку автомобилей, — говорит Целиков. — Локализация у них не настолько высока, чтобы удержать цены, и они будут расти. Поэтому предприятию придется пройти через серьезные сокращения, у них очень большие офисы в Москве, которые будет нерентабельно содержать. Они будут держаться на рынке в условиях жесткой экономии.
Кроме того, в Peugeot Citroën нацелены на то, чтобы стать в России премиальными, но здесь они не будут восприниматься таким образом. Для этого должны пройти годы тяжелой работы.
Нельзя просто сделать очень хороший качественный автомобиль и заставить покупателей сразу же воспринять его как люксовый. Посмотрите, что получилось с тайваньским Luxgen — он так и ассоциировался с китайцами».
По мнению Целикова, тенденция по сокращению модельных линеек будет присутствовать в стратегии многих автомобильных брендов, присутствующих в России.
В свою очередь, в пресс-службе PSA Peugeot Citroën «Газете.Ru» сообщили, что модельный ряд производимых на заводе автомобилей пока остается без изменений. Это адаптированные для России седаны С-сегмента Peugeot 408 и Citroën C4 sedan, а также кроссоверы Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.
«Соотношение между объемами производства моделей будет определяться спросом со стороны рынка», — отметили в пресс-службе.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов уверен, что те игроки, которые представлены в России исключительно импортными моделями, будут сокращать свои продажи и уходить с рынка. Речь идет о среднем и бюджетном сегментах.
«Кроме того, не все компании, ведущие в России локализованное производство, собирают в нашей стране все модели, — отметил Беспалов. — И продажи этих импортных моделей будут сокращаться из-за таких факторов, как импортные пошлины, утилизационный сбор и девальвация рубля».