В следующем году в Москве может появиться сервис по краткосрочной аренде автомобилей. О такой возможности на этой неделе заявил руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.
Речь идет о системе car-sharing, которая по принципу работы схожа с городским прокатом велосипедов:
общественные автомобили стоят на специальных парковках, автомобилист, оплатив поездку через мобильное приложение или терминал, может взять машину, а добравшись до пункта назначения, оставить на ближайшей стоянке. Если классический прокат автомобилей подразумевает посуточную тарификацию, то при аренде по системе car-sharing клиент платит только за то время, что пользовался машиной.
По словам чиновника, мэрия выберет компанию, которая получит право предоставлять в Москве такую услугу. «Правительство Москвы не будет этим заниматься, — пояснил Ликсутов. —
Мы считаем, что это такая вещь, которую стоит попробовать, посмотреть, насколько будет использоваться, и принять более глобальные решения».
Стоит отметить, что в Москве уже работает компания, предоставляющая похожую услугу. Еще год назад фирма «Ситикар» предложила москвичам и гостям столицы брать автомобиль в краткосрочную аренду. Отличие от принципов работы зарубежных компаний у «Ситикар» заключается в том, что их машину можно забрать там, где ее оставил предыдущий клиент. Уже тогда представители российской компании понимали, что без парковок, на которых эти машины будут дожидаться клиентов, услуга не станет популярной, и вели переговоры с правительством Москвы о предоставлении таких стоянок в центре города.
Получить комментарии от представителей «Ситикар» «Газете.Ru» не удалось, но, судя по всему, переговоры успехом пока не увенчались.
Мнения экспертов, опрошенных «Газетой.Ru», о возможной пользе системы car-sharing для города разошлись. Так, генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что подобная услуга не получит массового спроса, поэтому не сможет решить проблему пробок на столичных дорогах.
«Если бы каждый третий автомобилист отказался от личного транспорта и брал бы автомобиль в краткосрочную аренду, то это бы имело смысл для города,
— рассказал «Газете.Ru» эксперт. — Но думаю, что на это готовы пойти не более 1% от общего числа автомобилистов в Москве».
Не предрекает массовой популярности среди москвичей системе car-sharing и координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Поездка на автомобиле, арендованном на непродолжительное время, действительно может стоить в пять раз дешевле в сравнении с тем, во сколько обойдется аналогичная поездка на такси, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — И известная в мире компания Zipcar это уже доказала. Однако система неудобна прежде всего тем, что автомобиль можно взять только на специальной парковке, а после поездки надо будет также найти парковку, где эту машину можно оставить. Это не очень удобно и требует временных затрат.
Поэтому car-sharing скорее является просто автоматизированным прокатом автомобилей с тарификацией по часам, нежели реальной альтернативой личному транспорту или такси».
По словам эксперта, появление такого проката в Москве никак не повлияет на снижение загруженности улиц.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, напротив, инициативу столичной мэрии поддерживает. «В глобальном процессе борьбы с пробками в Москве появление такого проката автомобилей может стать одной из правильных мер, — рассказал «Газете.Ru» Шумский. — Такой прокат рассчитан на тех людей, у кого по разным причинам нет личного автотранспорта. Многие люди отказываются от владения личным автомобилем по разным причинам, а вот иметь возможность арендовать машину на час-другой хотели бы.
Возможно, кто-то даже решит не покупать автомобиль, если будет работать такой прокат».
Стоит отметить, что схема краткосрочной аренды машин довольно широко распространена во многих странах мира. Сегодня в Европе такие услуги предоставляют крупные автоконцерны, например BMW и Daimler. Zipcar — крупнейшая компания этой отрасли в США — является одним из первопроходцев в этой области и существует уже более 14 лет. На сегодняшний день у Zipcar открыты представительства в десятках городов по всему миру. Кроме того, по подобной системе работают и многие компании, занимающиеся арендой машин в классическом виде.
По подсчетам экспертов, в 2012 году услугами car-sharing в мире воспользовались 2,3 млн человек, а общее количество машин, предоставляемых в краткосрочную аренду, составляло порядка 50 тыс. К 2020 году, по прогнозам экспертов, число людей, пользующихся car-sharing, может вырасти до 26 млн в год.