Организаторы специализированных интернет-площадок, где можно подобрать себе так называемые красивые госномера, идут на любые ухищрения, чтобы убедить клиентов купить желаемую табличку с привлекательным набором цифр и букв. При этом продавцы не скромничают, заламывая за свой товар цену, сопоставимую со стоимостью хорошей иномарки.
Один из самых частых аргументов — намек на некую неприкосновенность со стороны сотрудников ГИБДД. Предложения от простых автолюбителей приобрести их машины с привлекательными госномерами или же при помощи других легальных схем получить «блатной госномер» аккумулируются на многочисленных сайтах в интернете.
«Если вы хотите заявить о своем высоком статусе, привлечь внимание и избежать отдельных неприятностей, случающихся с обычными водителями на дороге, то решение купить блатной номер будет в этой ситуации наиболее правильным»,
— такие призывы к водителям обращены на многочисленных сайтах по продаже «красивых» автономеров.
«Блатные номера любят устанавливать представители власти. Для них даже выпускаются специальные серии номерных знаков, по которым люди издалека определяют высокий статус их владельца. Но то, что доступно высшим чиновникам, в нашем свободном мире также доступно и всем желающим. Кто-то считает, что это очень круто, а кто-то надеется, что инспекторы ДПС перестанут его останавливать», — предлагают приобщиться к элитарному сообществу продавцы.
Организаторы подобных площадок пользуются тем, что официальной продажи так называемых красивых госномеров в России не существует, а сам бизнес формально абсолютно легален.
Автовладельцам при регистрации автомобиля в ГИБДД выдается талон, по которому они получают свои госномера в случайном порядке. Однако владельцы машин, которым повезло получить удачное сочетание на госномере, считая, что на них можно заработать, очень часто выставляют их на продажу. Чем больше госномера напоминают установленные на автомобилях из правительственного автопарка или спецслужб, тем выше цена.
Так, в Москве владелец госномера *777МЕ предлагает приобрести его за 300 тыс. руб. Табличка М**7МР стоит 630 тыс. руб. За вариант *777** просят 640 тыс. руб. Сразу 1 млн руб. придется отдать на возможность ездить на автомобиле с госномером А***МР.
В регионах запросы поскромнее, но тоже можно найти весьма солидные варианты. К примеру, омский номер А555РА стоит 700 тыс. руб. При большом желании можно и поторговаться. Однако, по словам самих владельцев таких номеров, ни на какие особые привилегии на дороге им рассчитывать не приходится. Так, обладатель Porsche Cayenne с госномером А888МР с кодом Башкирии 02 рассказал, что
гаишники машину все равно останавливают, а поток автомобилей перед ней вовсе не расступается.
«Я прошу за такую табличку 100 тыс. руб., но в Москве больше чем на бесплатную парковку перед «Метрополем» рассчитывать не приходится», — признался он «Газете.Ru».
Позвонив нескольким продавцам, корреспондент «Газеты.Ru» пришла к выводу, что спросом пользуется один наиболее простой вариант оформления сделки. Желающий заполучить «красивый» номер покупает на вторичном рынке любой автомобиль по минимальной цене в пределах 10–20 тыс. руб. и в ГИБДД оформляет его на владельца машины с желаемым госномером. Тот перерегистрирует автохлам на себя и законным способом (если на вас зарегистрировано два автомобиля, номера на них можно поменять) переставляет на автомобиль красивые номера. После чего старая машина продается обратно в несколько десятков раз дороже.
Как подтвердил «Газете.Ru» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, подобная схема действительно абсолютно легальна. Что позволяет пользоваться ей для получения выгоды и сотрудникам ГИБДД.
«Те, кто занимается этим массово, скупают автохлам, который вообще не ездит, вместе с ПТС по цене примерно 10–15 тыс. руб., — рассказывает Шкуматов.
— Получив сигнал от гаишников, к примеру, о том, что сейчас будут выдаваться госномера серии ВВВ, в пункт регистрации приезжает человек сразу с сотнями ПТС.
Он официально получает талончики и забирает регистрационные знаки, среди которых будут весьма привлекательные и дорогие варианты. После чего эти ПТС вместе с номерами и часто даже без самих машин, продаются всем желающим. Это бизнес, которым занимаются люди с хорошими связями в ГИБДД, чаше всего — сами бывшие сотрудники этой организации».
Шкуматов согласен с тем, что в настоящее время даже самое модное сочетание букв и цифр на госномере не спасет от внимания гаишника при нарушении ПДД.
«В Москве это не работает уже около трех лет, в регионах такую практику искоренили относительно недавно, в 2013 году», — говорит активист.
Между тем в конце сентября в МВД официально предложили продавать «красивые» автомобильные номера на специальных аукционах. Одним из авторов идеи стал экс-глава ГАИ России, а сейчас сенатор Владимир Федоров.
В свою очередь, генерал-майор полиции, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин заявлял, что в следующем году в стране может быть разрешена официальная продажа «красивых» автомобильных номеров.
«Если продолжить говорить о запланированных изменениях в законодательстве, то, конечно, мы надеемся, что с 2015 года в силу вступит федеральный закон о регистрации транспортных средств, — говорил Кузин. — Предусмотренное законом так называемое аукционное распределение номеров позволит всем желающим официально, внеся дополнительную плату в бюджет, выбрать любой доступный номер себе по вкусу».
Основным поводом для такого решения, как признались в ведомстве, стали «серые» схемы, из-за которых «престижные» номера оказываются исключительно у владельцев дорогих иномарок. Как именно будут проходить такие аукционы, в правительстве пока не решили.
При этом продажа «красивых» номеров официально разрешена во многих странах мира. Особенным спросом эффектные регистрационные знаки пользуются в Великобритании, где недавно был установлен очередной мировой рекорд стоимости такого знака.
Британский миллионер арабского происхождения Афзаль Хан, возглавляющий тюнинг-ателье Kahn Design, летом этого года продал принадлежавший ему номер «F1» за £10 млн. Сам Хан приобрел его семь лет назад за £440 тыс. и за эти годы неоднократно отклонял выгодные предложения о продаже номера.