План генерального директора Renault-Nissan по превращению к 2016 году французско-японского альянса в один из трех крупнейших мировых автопроизводителей может быть сорван. Успехи альянса оказались в прямой зависимости от показателей работы «АвтоВАЗа», который должен успеть восстановиться от последствий падения российского авторынка.
Карлосу Гону потребовалось на три года больше, чем он планировал, для того, чтобы завладеть полным контролем над «АвтоВАЗом». Это не позволило Renault-Nissan извлечь выгоду из хорошей экономической ситуации в 2011–2013 годах, которая в то время царила на российском авторынке. В 2011 году Гон спрогнозировал, что к 2016 году альянс Renault-Nissan – «АвтоВАЗ» займет долю в 40% на авторынке в России, а общий объем продаж легковых автомобилей по всему миру достигнет отметки в 4 млн единиц.
В этом году Гон наконец завершил сделку с «АвтоВАЗом» и по-прежнему убежден, что благодаря этому шагу к 2016 году четыре из десяти проданных в России автомобиля будут произведены его альянсом.
При этом даже по самым оптимистичным прогнозам, объем российского авторынка в 2016 году едва превысит отметку в 4 млн проданных машин.
Впрочем, сейчас Россия переживает период нестабильной экономической ситуации, что уже ударило по авторынку и снизило прогноз по продажам в 2014 году до 2,5 млн единиц.
Именно резкое снижение спроса на модели Lada может стать главным препятствием для достижения амбициозных целей Renault-Nissan. После трех лет работы и более €2 млрд инвестиций со стороны партнеров доля Lada на рынке в этом году упала до 15,7% — с 23,6% в 2011-м.
Тем не менее Гон надеется, что к 2016 году 20% всех продаваемых в России автомобилей будут на счету «АвтоВАЗа».
При этом глава альянса понимает, что бренду Lada, а также самим Renault, Nissan и бюджетному суббренду Nissan — Datsun в ближайшие два года нужно будет максимально наращивать российские продажи, для того чтобы альянс достиг поставленных целей.
«Альянс Renault-Nissan всегда утверждал, что сможет занять 40-процентную долю на автомобильном рынке в России, — недавно заявил Гон изданию Automotive News Europe. В настоящее время группа Renault, Nissan и Lada занимает примерно 30-процентную долю российского авторынка. Мы запустили множество новых продуктов и находимся на пути реализации наших целей в России, все из которых остаются в силе».
Если к 2016 году российский партнер альянса не выполнит поставленные перед ним задачи, это может привести к эффекту домино и лишить Renault-Nissan возможности занять место в глобальной тройке мировых автопроизводителей.
Ведь для этого альянсу Renault-Nissan – «АвтоВАЗ» необходимо обойти Toyota, Volkswagen Group или General Motors — все эти компании планируют продать не менее 10 млн автомобилей. Для сравнения, Renault-Nissan в прошлом году реализовал 8,26 млн машин.
Деньги и мощности
Путь «АвтоВАЗа» к восстановлению своих позиций на российском авторынке также отстает от графика. Огромный завод в Тольятти, который Fiat создал в 1960-е годы в рамках передачи технологий бывшему СССР, долгое время использовался недостаточно эффективно — предприятие так и не вышло на максимальную мощность 800 тыс. единиц.
В прошлом году на пяти сборочных линиях в Тольятти было построено всего 506 тыс. автомобилей. По этой причине Гон предпринял решительные действия, и в декабре прошлого года президентом убыточного тольяттинского автогиганта был назначен швед Бу Андерссон, который до этого трудился на ГАЗе. Он стал первым иностранцем, возглавившим предприятие в Тольятти за всю его историю.
Работа без выходных и бездельников
Бу Андерссон хорошо осведомлен о проблемах и задачах, которые подтолкнули Гона к назначению его на пост президента компании. В ряде интервью «Газете.Ru» он не раз заявлял, что прекрасно знает, что у «АвтоВАЗа» есть проблемы с качеством продукции.
Кроме того, он рассказывал о том, что намерен бороться с негативным имиджем «АвтоВАЗа», который укрепился в сознании потребителей.
Андерссон хочет вывести «АвтоВАЗ» на операционную прибыль уже до конца этого года, притом что в прошлом году предприятие понесло убыток порядка 161 млн евро.
Он также планирует, что предприятие достигнет уровня в 6% операционной маржи к 2016 году, что немного выше, чем цель, поставленная Гоном для Renault на 2017 год.
Одним из способов организации работы, которые практикует новый президент, — ежедневные встречи с топ-менеджерами предприятия в 6.45 по будням. К тому же многие руководители перешли на семидневный график работы.
Кроме того, одним из способов достижения поставленных целей стали массовые сокращения, которые волной прокатились по заводу. Как говорят сами руководители «АвтоВАЗа», под сокращение в основном попадают те, кто не приносил пользу заводу: речь идет о нескольких тысячах рабочих и инженеров.