— Здесь в Париже вы представили миру новую Skoda Fabia третьего поколения. Разница в дизайне заметна не только в сравнении с предыдущими генерациями, но и с другими моделями марки. Станет ли вся линейка бренда со временем более молодежной, как Fabia?
— В случае с Fabia речь идет о новом направлении в дизайне. Конечно, мы планируем привлекать молодую аудиторию, и внешность наших моделей будет становиться более эмоциональной, яркой и спортивной. В 2015 году у нас появятся новые модели с очень агрессивным дизайном.
— Как сильно вырастет стоимость новой Fabia в России?
— Модель будет позиционироваться иначе, чем предыдущие ее поколения. У новой Fabia будут отличные спортивные комплектации. Но про стоимость пока говорить рано.
— А насколько вообще выгодно сейчас для компании везти недорогую модель в Россию из-за границы, а не производить ее на вашем заводе в Калуге?
— Мы, по сути, еще пять лет назад решили, что основой нашей линейки станет модель Rapid. Ставку именно на этот автомобиль мы сделали, исходя из потребностей большинства российских клиентов: большой багажник, больше пространство в салоне. Поэтому мы производим Rapid в России, а Fabia — нет.
— Говоря о долгосрочных планах, не могу не спросить, меняется ли что-то у Skoda в связи с возможным введением российским правительством санкций против зарубежных автопроизводителей?
— Пока это никак не коснулось нашей компании, поэтому мы продолжаем работать по намеченному плану, повышать в локализацию производства до необходимого уровня — строим завод двигателей в Калуге.
— Каков ваш прогноз относительно ситуации на российском авторынке до конца года?
— Что касается цифр, то мы пока можем говорить только про август — данных по сентябрю пока нет. Skoda потеряла значительно меньше, чем рынок в целом. Соответственно, мы повысили нашу долю на рынке. С сентября ситуация изменилась с введением многими автопроизводителями программы утилизации. В связи с этим рынок вскоре должен найти дно — негативная тенденция прекратится.
— Есть ли уже какие-то первые результаты от введенной вами программы утилизации?
— Да, могу сказать, что мы довольны тем эффектом, который дает программа утилизации. Количество людей, которые приходит к нам в салоны, увеличилось на 20%.
— Будете до конца года продлевать программу?
— Пока не могу сказать. На данный момент она действует до конца октября, а дальше будем решать.
— Это зависит как-то от действий правительства?
— Нет, только от политики компании.
— Что позволило вам потерять с начала года в объемах продаж не так много, как рынок в целом?
— У нас очень надежная сеть дилеров. Ну и, конечно, у нас есть новые модели. Кроме того, клиенты компании очень довольны качеством автомобилей. Еще один важный момент: среди тех, кто покупает Skoda, очень много прагматиков, консерваторов. У таких людей есть, как правило, хорошая работа, которую они не боятся потерять. В условиях кризиса машины лучше покупают прагматики. И наоборот, те, кто выбирает автомобиль только глазами, — первыми в случае кризиса уходят с рынка.
— Вы говорите, что клиенты довольны качеством. А как часто люди возвращаются к вам за новым автомобилем?
— В 2013 году агентство «Автостат» делало исследование, которое выявило, что лояльность клиентов бренда составляет 53%. Так что каждый второй наш покупатель возвращается потом за новой машиной. В прошлом году Skoda занимала третье место среди всех автокомпаний в России по уровню удовлетворенности потребителей.
— Как вам нынешний Парижский автосалон?
— Честно говоря, в Москве автосалон мне в этот раз понравился даже немного больше. Но все равно, Парижское мотор-шоу очень важное мероприятие для автомобильного бизнеса. Здесь очень хорошо прослеживается глобальный тренд — использование альтернативных источников энергии. И в Skoda тоже идет работа над проектами, по разработке нетрадиционных силовых установок. Мы пытаемся уже сейчас понять, что будет с автомобилями через 20 лет.