— Господин Андерссон, как вы оцениваете открывшийся Московский международный автосалон (ММАС)?
— Эта выставка очень важна для «АвтоВАЗа» и бренда Lada. Мы сфокусированы на том, чтобы вернуть гордость тем, кто находится за рулем, покупает, продает и создает эти автомобили. Здесь мы показали две наши серийные модели — Kalina Cross и Largus Cross. Но самая важная премьера для нас — это концепт Lada Vesta. Автомобиль появится в продаже в сентябре следующего года. Также мы показали концептуальный X-RAY, производство которого стартует в конце 2015 года. Это новые автомобили, созданные с помощью нового языка дизайна. Они разные, но перед обеими моделями будет стоять цель завоевать клиентов.
Сейчас в России около 15 млн владельцев Lada, и мы хотим вновь заполучить многих из них.
— В последнее время «АвтоВАЗ» стал одним из основных ньюсмейкеров на российском авторынке. Вы лично презентуете новинки компании в регионах России, общаетесь с публикой. Это особый маркетинговый ход? Таким образом вы хотите укрепить доверие к российской марке и, можно сказать, стать ее лицом?
— На самом деле это не главная цель, и речь идет вовсе не обо мне.
Я провел много презентаций и дал много обещаний. Теперь пришло время их выполнять.
Мы хотим, чтобы Lada была ориентирована на клиентов, и каждые выходные я стараюсь куда-нибудь выезжать. Так, недавно побывал в Чечне, и мы говорили с местными дилерами о том, что нам удается хорошо, а что можно делать лучше. Я привез с собой команду из 20 человек, и некоторые из них до сих пор находятся там, чтобы решить существующие проблемы.
— Там вы встретились с президентом республики Рамзаном Кадыровым?
— Да, я передал ему один из наших автомобилей — Lada Largus VIP.
Кадыров был впечатлен тем, что нам удалось создать, и его команда приняла нас очень хорошо.
— Каких еще крупных руководителей вы планируете пересадить на Lada Largus VIP? Может быть, уже есть заказы?
— Пока еще нет, но ключевой элемент в том, чтобы презентовать наш автомобиль в разных городах, чтобы подогреть интерес. Мы видим, что в таком случае интернет становится все более важным инструментом. Но все-таки сейчас самая главная наша цель — это запуск Vesta. Автомобиль прекрасно подойдет для государственных предприятий, к примеру, он может использоваться как машина для полиции.
— Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин рассказал «Газете.Ru», что сейчас вы стали проводить социологические исследования. Такого раньше ведь не было?
— Я не знаю, существовала ли подобная практика на «АвтоВАЗе» ранее. Но я всегда советую своей команде делать то, что они считают необходимым. Тратить деньги при необходимости, инвестировать, говорить с покупателями. Мы показывали Lada Kalina Cross и Largus Cross в 20 городах России.
Мы собирали дилеров, обрабатывали полученные отзывы и вносили изменения с их учетом.
Ранее я делал так во время работы на ГАЗе. Нужно слушать наших покупателей, понимать, чего они хотят, что им нравится, а что нет. К примеру, некоторое время назад мы были в Белоруссии. Мы провели презентацию и получили от покупателей отклик по Lada Priora — они хотят хороший мотор, им нужны качественные коробка, руль и тормоза, а также хорошая система кондиционирования.
Клиенты сказали, что им не нужно слишком много электроники. Раньше мы не могли заказать систему кондиционирования для Lada Granta — теперь это стало возможным.
— Чечня, Белоруссия — у вас большие планы по продажам в этих регионах?
— Презентуя нашу продукцию, мы посетили несколько городов. Мы начали в Санкт-Петербурге, потом поехали в Москву, затем были Нижний Новгород, Красноярск, Казань, Самара, Белоруссия, Чечня. Следующий большой шаг — это Казахстан. И мы делаем это по четырем причинам: мы хотим наладить связи с местным руководством, пообщаться и поддержать местных дилеров, наладить связи с местными СМИ и повстречаться с нашими клиентами.
— В России специалисты уже привыкли видеть вас у руля «АвтоВАЗа» и большинство отзываются о вас как о харизматичном лидере. А что думают ваши иностранные коллеги о таком опыте работы в нашей стране? Были ли у них какие-то мифы, которые вам удалось развеять?
— Я швед и рос в Швеции в пятидесятых-шестидесятых годах. Тогда это была социалистическая страна, культура Советского Союза нам была весьма близка.
Больше всего меня впечатляет в России то, как много здесь хороших людей.
Сейчас моим сотрудникам нравятся те изменения, которые происходят. Да, появилось больше работы, и они спрашивают меня об этом. Но у нас нет времени — «АвтоВАЗ» уже потратил все его запасы. Я уже говорил, что, если русскому дать на одно задание неделю, он сделает все за один последний день. Так вот, теперь я сразу даю только один день!
— Руководство «АвтоВАЗа» пересаживается на модели Lada и распродает служебные иномарки. Ведется много разговоров о том, чтобы пересадить всех российских чиновников на автомобили отечественного производства. Что в таком случае предприятие готово им предложить?
— Я уверен, что чиновники могут ездить на Lada и других автомобилях, которые производит «АвтоВАЗ». Все люди ездят, и эти автомобили я готов предложить российским чиновникам.
— Еще до вашего прихода на «АвтоВАЗе» в России говорили о планах по созданию автомобилей для людей с ограниченными возможностями. Пока у нас такие машины не производятся, и государство вновь озаботилось этой проблемой. Готов ли «АвтоВАЗ» что-нибудь предложить для решения этой проблемы?
— Мы создали машину скорой помощи на базе Largus — такой заказ поступил из Самарской области. Мы готовы делать такие модели, а также сконцентрированы на совершенствовании автомобилей, работающих на газе и использующих электронную систему впрыска топлива. Но условием продолжения всей этой работы является поступление соответствующих заказов от наших клиентов.
— На фоне сложной политической обстановки в России ведется все больше разговоров о возможном введении ответных санкций в отношении недружественных государств. Уже звучат мысли, что надо поддерживать автопроизводителей из Китая или Кореи. Видите ли вы в них реальных конкурентов?
— Во-первых, я бизнесмен, а не политик. А во-вторых, я не боюсь конкуренции с китайцами или корейцами.
То, что меня действительно волнует, так это что мы должны поработать над эмоциональным восприятием бренда Lada. У нас сильная дилерская сеть и великая история. Но мы должны вернуть гордость за наш бренд. Мы должны удержать за собой свои позиции на рынке, а для этого нам нужно делать правильные автомобили и продавать их с помощью хороших дилеров. Сейчас мы повышаем маржу с 6 до 10%, снижаем стоимость запасных частей. Я люблю конкуренцию.
— На ваш взгляд, как отразится текущая экономическая и политическая ситуация в России на нашем авторынке? Он по-прежнему будет оцениваться экспертами как один из наиболее перспективных в Европе или же утратит свои позиции?
— Это самая большая страна в мире. На смену плохим временам приходят хорошие.
— Когда нам ждать новости о том, что компания вышла «в плюс»? Ведь мнение о том, что «АвтоВАЗ» делает плохие автомобили и живет на государственные субсидии, еще никуда не исчезло.
— Немного цифр. За первые три месяца текущего года убыток составлял 3,7 млрд рублей, — отметил Андерссон. — А по итогам первого полугодия мы уже вышли на цифру минус 2,7 млрд рублей. То есть мы уже улучшили показатели на 1 млрд рублей. Я могу сказать, что до конца 2014 года мы выйдем в плюс. Я знаю это».