Первое, что бросается в глаза на Московском международном автосалоне 2014 (ММАС), который традиционно проходит в выставочном центре «Крокус Экспо», — нет огромных толп журналистов, которые неизбежно сопровождали выставку все предыдущие годы (выставка проходит раз в два года).
Дело в том, что в этот раз организаторы постарались остановить поток представителей неспециализированных СМИ типа «Забайкальский пчеловод» или еженедельник «Огород».
Именно представители нишевых изданий, никак не связанных с автомобилями, наловчились в предыдущие годы просачиваться в ряды автомобильной прессы и сметать в чемоданы сувениры и лакомства от автокомпаний, что иногда приводило к скандалам и даже локальным потасовкам. Меньше обычного оказалась и представителей иностранных изданий. Это подтвердили и сами участники шоу. Одной из возможных причин называлось отсутствие достаточного количества мировых премьер, интересных европейской и азиатской аудитории, а также трудности с долгим получением виз и непростая политическая ситуация в мире.
Несмотря на санкционную риторику последнего месяца, представители автокомпаний единогласно занимали позицию, что бизнес не должен зависеть от политических решений и инвестиции, сделанные в российский рынок, пропасть не должны.
В итоге из иностранных компаний премьерами приехали похвастаться Acura, Lexus, Honda, Toyota, Nissan, Peugeot, Datsun, Renault (кстати, привезший самую внушительную делегацию журналистов из Европы). Впервые до Москвы добрался китайский Haval, также впервые широкой публике показали модели японского бренда Datsun тольяттинской сборки.
При этом хорошей иллюстрацией к заявлению российских властей о планах по поддержке автопрома дружественных стран могут стать стенды китайских производителей — в этом году в Москву приехали рекордные девять брендов.
В итоге атмосфера на ММАС, претендующем на звание самого важного автомобильного события за два года в России, напомнила новогоднюю елку для взрослых. Только чтобы получить заветный подарок, нужно было не рассказать стихотворение, а прослушать представление новинок.
Большинство автокомпаний словно сговорились и устроили между собой соревнование на самую скучную презентацию. Если бы такая номинация существовала в списке специального конкурса для участников выставки, то на победу могли бы претендовать многие из них.
Один за другим друг друга сменяли солидные топ-менеджеры, которые в течение отведенных пяти минут выступали с помпезными речами о своих успехах, после чего длинноногие красотки (или иногда сами топ-менеджеры) срывали скрывающие автомобили покрывала. И пока одни журналисты пытались внимательно слушать ораторов, другие занимали очередь у стоек с раздачей презентов — на всех не хватало.
В итоге у стенда Cadillac журналисты не поделили канапе, на Brilliance — игрушечные автомобили буквально вырывали из рук девушек-моделей, а на Lexus настоящая борьба завязалась на раздаче пылесосов для автомобилей.
И хотя такие баталии, безусловно, вносили оживление в процесс ознакомления со стендами, не отвлекли от основного — серьезных мировых и европейских премьер, которые все-таки доехали до Москвы.
А посмотреть здесь есть на что. Чтобы изучить все автомобили и обойти все восемь залов двух выставочных павильонов, понадобится не один час. Общая площадь ММАС-2014 превысила рекордные 120 тыс. кв. м.
Главный ажиотаж, конечно, случился вокруг отечественного автогиганта «АвтоВАЗа», который на салоне представлял лично швед Бо Андерссон, возглавивший концерн в этом году. Вот российская гордость — прототипы Lada Vesta и XRAY-2. Фотографы и операторы, не скрывая радости, снимают красоток, позирующих на их фоне. Девушки на отечественном стенде Lada стали заметно привлекательнее, а бело-голубые наряды сменили на изящные платья.
Кстати, в этом году автосалон может побить рекорд и по количеству сексапильных длинноногих моделей, украшающих стенды почти всех автокомпаний. Роскошные девушки в самых разнообразных нарядах невольно напоминают посетителям выставки, что никакие санкции и кризисы России пока не страшны.
Одна из ключевых новинок выставки — мировая премьера обновленной Toyota Camry. Самый продаваемый в России бизнес-седан заметно изменил облик.
Ему в конкуренты еще одна мировая премьера из Японии — Acura TLX. И на соседнем стенде красуется сюрприз от «Хонды» — обновленный Accord. Некоторое время можно потратить на еще одну сенсацию выставки — прототип Chevrolet Niva, который отдаленно напомнил представленный недавно Jeep Cherokee.
Мировую премьеру Audi A7 Sportback и RS 7 Sportbac провели при поддержке ведущего Андрея Малахова и футболиста «Зенита» Александра Кержакова. Еще среди новинок самого высокого мирового уровня — Mercedes-Benz S 65 AMG.
Московский автосалон на фоне санкций, кризисов, падения продаж и прочих страшилок получился интересным и как-будто даже жизнеутверждающим — несмотря ни на что, многие хотят обладать красивыми машинами, красивыми женщинами да и жить красиво. Выставка ММАС дает возможность погрузиться в эту атмосферу на несколько часов. Здесь также можно понять, насколько уверенно чувствуют себя автомобильные компании в России и чем они планируют завлекать клиентов. Еще можно изучить забавные и футуристичные концепт-кары или хотя бы просто сходить сюда как в музей — посетителям дают возможность посидеть в автомобиле и покрутить все, что попадется под руку. Для самых больших поклонников автомобилей организована открытая площадка перед «Крокус Экспо», которая станет на эти десять дней зоной масштабных тест-драйвов Land Rover, Jeep, Haval и «АвтоВАЗ».