В понедельник в Тульской области стартовало строительство крупного завода компании Great Wall Motor. Китайцы собираются производить здесь автомобили под брендом Haval — премиального подразделения самой Great Wall.
Китайский автопроизводитель стал первым резидентом индустриального парка «Узловая» в 40 км от Тулы, проект которого активно продвигает тульский губернатор Владимир Груздев. Соглашение о строительстве завода российская делегация подписала в Шанхае 20 мая.
В общей сложности китайцы планируют вложить в предприятие $520 млн. Завод будет включать в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей. Запуск завода намечен уже на 2017 год, а выход на полную мощность — 150 тыс. автомобилей — запланирован на 2020 год. Местные власти особо подчеркивают, что строительство завода позволит создать в регионе 2,5 тыс. мест.
«Компания Great Wall продает более 900 тыс. автомобилей в год. Эта компания принесет самое современное производство. Это не будет отверточная сборка, а будет именно полный цикл производства автомобилей, — заявил губернатор после церемонии закладки первого камня в строительство завода.
— В свою очередь правительство Тульской области обязуется приобретать автомобили тульского производства».
Сам Груздев ранее уже успел заявить, что обязательно приобретет себе выпущенный под Тулой Haval.
Выступая на торжественной церемонии, Груздев отметил желание местных властей сделать все для скорейшего создания индустриального парка, где будут размещаться не только автозавод, но и другие высокотехнологичные производства «с высокой добавленной стоимостью, высокой зарплатой и производительностью».
«Важно, что первым партнером в этой работе стала компания Great Wall Motor, которая создаст в Тульской области полный цикл производства автомобилей, включая изготовление двигателей и трансмиссии», — отметил губернатор.
Он выразил уверенность, что китайские партнеры будут производить качественные автомобили по конкурентоспособной цене, которые будут пользоваться спросом у россиян.
«На нашей земле теперь будут изготавливаться не только знаменитые тульское оружие, пряники, самовары, но еще и тульский автомобиль.
Автомобиль марки Haval становится тульским», — подытожил Груздев.
В свою очередь китайский концерн представил в ходе церемонии свои модели среднего кроссовера Haval H6 и более компактной модели Haval H2, которые будут производиться на новом предприятии.
Официальный дебют нового бренда, в линейке которого представлены только машины класса SUV и внедорожники, в России запланирован на 27 августа. В этот день откроется Московский международный автосалон (ММАС).
По неподтвержденным данным, помимо H6 и H2 посетители Московского автосалона увидят внедорожники H8, H9, Coupe C, а также гоночный автомобиль Haval Dakar — заводская команда Haval уже не первый год участвует в одноименном ралли.
На прошлой неделе стало известно, что построить крупный завод по производству автомобилей в России собирается и другая китайская компания — Lifan. Предприятие хочет инвестировать $150 млн в собственное предприятие в Калужской области.
«На начальном этапе планируется выпускать несколько десятков тысяч автомобилей в год, с возможностью постепенного увеличения объема производства до 100 тыс. единиц», — сообщили китайские СМИ со ссылкой на представителя компании.
Создание собственных заводов в России станет новым этапом для китайских производителей. Они уже не первый год осуществляют сборку своих машин в России, но ранее это была лишь крупноузловая сборка в небольших объемах. В настоящее время Lifan производит машины на заводе Derways в Черкесске. Сейчас там собирают модели Breez, Solano, Smily и X60.
Аналитик ИФК «Метрополь» считает, что китайские компании, создавая в России крупные инвестиционные проекты, нацелены на долгую перспективу.
«При создании производств с такими крупными инвестициями берется в расчет не текущая ситуация на рынке, а более отдаленная перспективы, - считает эксперт. – И если сейчас у нас пока падение спроса и общий спад на рынке, но долгосрочный тренд иной и прогноз там куда более позитивный».
Рожков считает, что объем производства в 150 тысяч автомобилей Haval может оказаться слишком большим для отечественного рынка.
«Этот объем соответствует 4-5% российского рынка. В обозримом будущем этот рынок им вряд ли удастся занять, - считает он. –
Для этого понадобится слишком много вложить в технологическое обновление, чтобы на равных конкурировать с бюджетными моделями корейских, французских и японских компаний и «АвтоВАЗом». Но в более долгосрочном периоде шансы есть,
тем более, что рынок все-таки будет постепенно расти – обеспеченность россиян машинами по-прежнему пока заметно ниже, чем в Европе».
Аналитик считает, что завоевать любовь россиян Haval будет нелегко. «Премиальные бренды в России традиционно ассоциируются с Германией и Японией. Чтобы потребители поставили в этот же ряд и китайскую машину, должны произойти какие-то сдвиги в умах наших сограждан. Это займет немало времени. Если будет хорошее качество и низкая цена, то шансы есть. Но верится в это с трудом. Слишком сильны у нас стереотипы».