Сто лет назад, 5 августа 1914 года, «Американская светофорная компания» оборудовала перекресток 105-й улицы и авеню Эвклида в городе Кливленде четырьмя электрическими светофорами, спроектированными изобретателем Джеймсом Хогом. Таким образом, эту дату принято считать началом «эры светофоров».
Стоит отметить, что предшественники электрических светофоров появлялись и раньше, но в массовом порядке их не устанавливали. Они имели два стекла, красного и зеленого цвета, и механизм — специальную ручку и систему приводных ремней. Смена стекол осуществлялась в ручном режиме.
Появившиеся же в 1914 году электрические светофоры имели два сигнала — красный и зеленый, а при переключении издавали гудок. Из стеклянной будки рядом с перекрестком светофорами управляли дорожные полицейские.
В 1920 году светофоры появляются в Нью-Йорке и Детройте. Стоит отметить, что в двух этих городах светофоры были изобретены разными людьми независимо друг от друга.
По сути, с этого момента светофоры в США получают действительно широкое применение. В 20-е годы автомобилестроение в Америке набирало обороты, и уже тысячи машин передвигались по улицам городов, поэтому светофоры стали незаменимы. К примеру, если до их появления в час пик на дорогу по Пятой авеню от 57-й до 34-й улицы нью-йоркские автомобилисты тратили около 40 минут, то регулирование движения с помощью светофоров сократило время в пути в четыре раза.
Вскоре инновация пришла и на дороги Парижа и Гамбурга. А первый электрический светофор в Великобритании появился в 1927 году в городе Вулверхэмптоне.
Наиболее близкий вариант светофора к тем, которыми автомобилисты пользуются сегодня, был запатентован в 1923 году американским инженером Гарретом Морганом. А вот первые светофоры с функцией обратного отсчета появились много лет спустя — в 1998 году.
В Советском Союзе нововведение появилось в 1930 году — 15 января светофор установили в Ленинграде на перекресте Невского и Литейного проспектов. В Москве же первый светофор появился на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Петровка почти год спустя.
Современные светофоры в разных городах и странах имеют свои особенности.
В Лондоне установлены светофоры не только для автомобилей и велосипедистов, но и для гужевого транспорта. Кроме того, в столице Британии на площади рядом с Канарским причалом находится самый большой в мире светофор. Его высота составляет около 8 м. По правде говоря, это не один светофор, а композиция из 75 штук. К регулировке движения этот экземпляр, конечно, отношения не имеет, являясь просто художественной инсталляцией.
В Северной Корее светофоры вполне обычные, но вот работают они всего два раза в году — в июле и январе. В остальное время регулировкой дорожного движения занимаются девушки-инспекторы. Светофорами же их заменяют только в сильную жару и холод.
Вместо привычных изображений фигуры человека на светофорах в голландском городе Утрехте — популярный персонаж детской литературы — крольчиха по имени Миффи.
Дело в том, что писатель, художник и иллюстратор Дик Брун, придумавший Миффи, родился именно в Утрехте, и светофоры сделали чем-то вроде памятников в его честь.
Есть особенности и у светофоров в городах США. Так, иногда вместо «человечка» красный сигнал может быть выполнен в виде поднятой ладони или просто надписи «Stop» . В столице Норвегии Осло запрещающий движение пешеходов сигнал светофора выглядит как две стоящие человеческие фигуры красного цвета. Это придумано для удобства пешеходов с нарушением зрения, а именно дальтонизмом.