Крупнейший российский завод «АвтоВАЗ» ждут новые массовые сокращения, которые затронут сотрудников рабочих специальностей.
Ожидается, что в общей сложности завод в 2014 году покинут около 8,5 тыс. человек. В четверг глава предприятия швед Бу Андерссон провел встречу с главой официального профсоюза Сергеем Зайцевым. Подробности ее станут известны в пятницу. «Мы получили большой объем информации, но нас попросили не раскрывать подробности до завтрашнего дня», — сообщил «Газете.Ru» Зайцев.
Ранее Андерссон проинформировал о дополнительных сокращениях главу Самарской области Николая Меркушкина. «Говорилось, что численность персонала «АвтоВАЗа» уменьшится в этом году на 7,5 тыс. человек. Сейчас озвучиваются цифры 8–8,5 тыс.», — заявил в среду губернатор.
Он пояснил, что сокращение на 7,5 тыс. человек прогнозировалось с учетом естественной текучести кадров на предприятии. Как правило, «АвтоВАЗ» ежегодно покидали по собственному желанию и на пенсию около 8,5 тыс. человек.
«Но в этом году данные за первые пять месяцев показали, что текучесть кадров на заводе намного уменьшилась, особенно по рабочим специальностям, — отметил глава области. — По прогнозам, по собственному желанию в этом году уволятся на 2 тыс. человек меньше, поэтому не исключено, что придется принимать меры, и сокращения в этом году будут больше, чем предполагалось ранее. Затронут ли сокращения 1 тыс. или 2 тыс. человек — этот вопрос на «АвтоВАЗе» еще решается».
Как рассказал «Газете.Ru» глава независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, в настоящее время устроиться на работу в «АвтоВАЗ» невозможно.
«Прием новых сотрудников приостановлен, — рассказал он. — Старые кадры действительно уходят неохотно. В основном люди покидают цех B-0, где производят Lada Largus, Nissan. Там очень тяжелые условия труда и мало платят. Люди оттуда увольняются. А работники других подразделений сидят без работы, и их как раз переводят работать в B-0».
По мнению Золотарева, в дальнейшем на «АвтоВАЗе» будут новые сокращения. «Есть слухи, что из 64 тыс. оставят 25, — сообщил он. — Конечно, никакой конкретной информации на этот счет нет, но такие разговоры ведутся».
На фоне сокращения персонала у рабочих постоянно растет норма выработки. «От людей за тот же рабочий день и ту же зарплату требуют производить все больше и больше. По последним данным, один рабочий за полгода приносит «АвтоВАЗу» 1,2 млн руб. Этот показатель за последнее время заметно вырос, но никто при этом не думает о качестве такой работы, — отмечает Золотарев. — И все это на фоне устаревших технологий и изношенной техники».
О том, что завод в Тольятти в 2014 году ждут масштабные сокращения персонала, стало известно еще в январе, сразу после того, как «АвтоВАЗ» возглавил экс-глава ОАО «ГАЗ» швед Бу Андерссон. На такие меры руководство предприятия вынуждено идти ради снижения издержек на фоне спада российского авторынка.
Тогда действительно речь шла об увольнении только 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. — это сотрудники группы РСиС (руководители, служащие и специалисты). Кроме них покинуть завод в этом году должны сварщики, штамповщики и представители других рабочих специальностей. Сокращения должны проходить поэтапно в течение всего года.
Уволенных рабочих собирались трудоустроить на Дальнем Востоке, однако пока неизвестно, сколько человек согласились туда переехать. «Если кто и уехал, то это единицы. Звали еще в Чечню, но что там, что на Дальнем Востоке есть вопрос нормального обустройства, жилья, зарплат, — отметил Золотарев. — Так что пока это больше слова. На бирже труда вакансии вроде бы какие-то есть, но люди почему-то туда не идут. Почему? Я судить не берусь».
Между тем большинство экспертов считают выбранную Бу Андерссоном стратегию верной.
«Сокращения никак не скажутся на темпах разработок или объемах производства.
Более того, обновление модельного ряда и модернизация производства требуют меньшего числа рабочих мест, — заявлял ранее «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. — Учитывая то, как Андерссон проявил себя на прежнем месте работы в ОАО «ГАЗ», стоит ждать от него успешного повышения эффективности работы и «АвтоВАЗа».
Схожего мнения придерживаются и другие специалисты, отмечая, что болезненные реформы в условиях спада авторынка автогиганту просто необходимы.