Проект ведомственного приказа МВД РФ, меняющего требования к сотрудникам полиции, принимающим экзамен на водительские права, выложен для обсуждения на Едином портале проектов нормативных актов. В течение 15 дней любой желающий может присылать свои замечания и предложения, однако можно не сомневаться, что уже в ближайшее время заложенные в нем изменения вступят в силу.
В приказе перечислены обязательные требования, которые будут предъявляться к сотрудникам ГИБДД, задействованным в приеме экзаменов у кандидатов в водители.
Согласно документу, экзаменатор в погонах должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование, водительское удостоверение той категории автомобиля, на право управления которым он принимает экзамен, и стаж вождения не менее пяти лет.
Также у задействованных в приеме экзаменов сотрудников ГИБДД должны быть документы о прохождении подготовки по дополнительным профессиональным программам.
Кроме того, сотрудники должны будут иметь и солидный объем профессиональных знаний, в том числе знать Конституцию РФ, а также указы президента и распоряжения правительства, которые касаются данной сферы. Назубок должны будут знать сотрудники ГИБДД и правила работы со специальной техникой.
На этом перечень требований не заканчивается. К профессиональным навыкам, которыми должны будут обладать будущие экзаменаторы, в МВД отнесли навыки межличностного общения, в том числе в конфликтных ситуациях, наличие базовой контраварийной подготовки и умение предотвратить аварийную ситуацию во время практического экзамена.
Кроме того, от экзаменатора требуется постоянно повышать уровень собственной квалификации, в том числе и за счет самообразования. В ГИБДД РФ считают, что благодаря новым требованиям вырастет не только качество приема экзаменов, но и уровень доверия населения к сотрудникам ведомства в целом.
«При разработке требований учтены результаты изучения международного и отечественного опыта подготовки и допуска к работе лиц, осуществляющих проверку знаний и навыков (в том числе для получения права на управление транспортными средствами), результаты проведенного ФКУ НИЦ БДД МВД России анализа сведений о качественном составе сотрудников Госавтоинспекции, выполняющих указанные функции в настоящее время», — отмечается в пояснительной записке к приказу.
Кроме того, усиление требований, отмеченных в приказе, не потребует ни увеличения штатной численности сотрудников ГИБДД, ни дополнительного финансирования — обучение и подготовка сотрудников будут проведены на базе образовательных учреждений МВД РФ.
Скорее всего, повышение требований к сотрудникам ГИБДД связано с тем, что с 5 ноября прошлого года в России действуют новые правила выдачи водительских прав.
Количество категорий и подкатегорий водителей увеличилось до 16. Также должны были появиться и новые программы обучения по ним, однако к назначенному сроку правительство подготовить новые стандарты не успело.
Неопределенность сохраняется до сих пор — новые категории и подкатегории официально существуют, но получить их на практике невозможно. Возможность сдачи экзамена после самостоятельной подготовки с принятием тех же поправок была исключена, а автошколы готовить водителей без программы обучения не могут.
«Ужесточение требований к сотрудникам можно только приветствовать, но знание Конституции или умение разрешать конфликты, на мой взгляд, вряд ли поднимут на качественно новый уровень процедуру приема экзаменов, — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. —
При приеме экзаменов надо вводить жесточайший контроль, причем в первую очередь со стороны общества, граждан. Чтобы любой человек с улицы мог прийти и понаблюдать, кто и как принимает этот экзамен.
Это то, что может как-то изменить ситуацию. Потому что никакие приказы, нововведения не искоренят тотальную коррупцию в этой сфере. Ну и, кстати, параллельно с приказами по линии МВД надо наводить порядок и в самих автошколах. Коррупция начинается именно там».