По итогам четырех месяцев 2014 года объем продаж новых автомобилей в России сократился на 4%, или на 32 567 автомобилей, в сравнении с тем же периодом 2013 года. Всего за январь — апрель в России было продано 829 046 новых легковых и легких коммерческих машин. Такие данные привел во вторник комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
В апреле продажи уменьшились на 8%, или 18 739 автомобилей, по сравнению с апрелем прошлого года. За прошедший месяц было реализовано 226 526 новых автомобилей.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер констатирует, что после короткого периода восстановления рынок продолжил падение.
«Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который с самого начала был довольно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики», — заявил Шрайбер.
Первое место по продажам среди производителей легковых автомобилей традиционно для отечественного рынка удерживает марка Lada. Однако объем продаж едва ли может порадовать руководителей «АвтоВАЗа».
По итогам четырех месяцев объем реализации автомобилей Lada сократился на 15% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 128 633 единицы.
В апреле тольяттинскому предприятию удалось продать 37 070 новых автомобилей, что на 16% меньше, чем в было в апреле 2013 года.
На втором месте среди производителей по объему продаж в очередной раз оказался Renault, который вместе с «АвтоВАЗом» и Nissan образует единый альянс. Несмотря на высокие показатели, у французского бренда продажи также снижаются. По результатам января-апреля Renault продал в России 63 647 автомобилей, что на 5% меньше, чем за тот же период 2013 года. В апреле продажи французского производителя составили 17 395 единиц – это на 9% ниже, чем в апреле прошлого года.
По итогам четырех месяцев производители KIA поднялась на третью строчку рейтинга продаж: объем реализации у корейцев в январе-апреле оказался идентичным прошлогодним показателям и составил 60 033 проданных автомобиля. Четвертое место досталось Nissan, у которого вопреки кризису продажи выросли с начала года сразу на в 30% (57 579 автомобилей).
Пятое место в рейтинге АЕБ осталось за Hyundai – увеличение продаж на 1% по итогам четырех месяцев (57 240 проданных машин) и стагнация продаж в апреле.
Входящие в топ-10 рейтинга продаж производители — Chevrolet, Volkswagen и Mitsubishi — отметились в апреле существенным сокращением объема продаж, на 17%, 19% и 15% соответственно, в сравнении с этим же периодом 2013 года.
В списке самых популярных в России моделей по результатам апрельских продаж никаких позиционных изменений не произошло.
Продажи самого популярного в России автомобиля Lada Granta продолжили падать. Результатом прошлого месяца стало сокращение реализации на 16% — за апрель «АвтоВАЗ» продал 13 077 автомобилей этой модели. По итогам четырех месяцев продажи Granta сократились на 14% и составили 45 570 единиц.
Россияне стали меньше покупать и модель Hyundai Solaris: в апреле продажи снизились на 7% (9 774 единицы), а с начала года– на 2% (35 218 единиц).
Остановился на уровне +6% (29 971 единица) по итогам января — апреля и рост продаж модели KIA New Rio, которая занимает третье место рейтинга АЕБ. Четвертое место осталось за Renault Duster (28 153 автомобиля) — самый популярный российский кроссовер с начала года стал продаваться на 9% лучше.
«Спрос на новые автомобили в феврале и марте поддерживался за счет обесценивания рубля. Но долго это продолжаться не могло по той причине, что 80% рынка составляют импортные автомобили и местной сборки, но с низким уровнем локализации, — рассказал «Газете.Ru» аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. — Поэтому падение продаж было предопределено, и весь вопрос был только в том, когда это случится».
Эксперт считает, что, исходя из текущей ситуации, стоит ожидать сокращения продаж новых автомобилей на 5–10% по итогам 2014 года.
«Свою позицию насчет возобновления программы льготного автокредитования государство, скорее всего, пересмотрит, если продажи автомобилей продолжат интенсивно сокращаться. Однако, если не будет кардинального улучшения общей экономической ситуации, программа не сможет вывести рынок из отрицательной зоны», — уверен Беспалов.
Руководитель дилерских центров Mercedes-Benz «Звезда Столицы» ГК «РОЛЬФ» Ольга Петрова считает, что апрель стал первым месяцем в этом году, в котором рынок показал свое настоящее состояние. «Отсутствие специальных программ, повышение цен и нестабильная ситуация с рублем стали причиной такого колоссального падения.
Даже продажи иномарок, которые росли ранее, в апреле снизились, — констатирует Петрова.
— При этом падение могло быть и большим, если бы не стабильно растущий премиальный сегмент. Ситуация будет ухудшаться: впереди летние месяцы – пора отпусков, в которую автомобили всегда плохо продаются».
Петрова считает, что возобновление государственной программы льготного кредитования является крайне необходимой мерой для поддержания продаж на российском рынке.