Введение ЕС и США новых экономических санкций в отношении России может нанести удар по отечественному авторынку, однако пока никаких конкретных шагов в этом отношение власти стран Запада не предпринимают. Не хотят этого и сами автокомпании — в случае возможных санкций они могут понести значительные финансовые потери.
Опасаясь неблагоприятного развития ситуации, руководитель Volkswagen Мартин Винтеркорн, первым из крупных представителей мирового автопрома, публично выступил против введения санкций.
«Мы рассчитываем, что все — на Западе и на Востоке — будут разумно оценивать эту ситуацию», — заявил глава компании Мартин Винтеркорн в обращении к канцлеру Германии Ангеле Меркель.
Немецкий концерн (бренды Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche, Bentley, Seat) реализовал в прошлом году около 300 тыс. новых автомобилей в России.
Другой немецкий производитель, Daimler AG, продал в России почти 45 тыс. машин марок Mercedes-Benz и Smart, столько же реализовал и их основной конкурент BMW (BMW, Mini и Rolls-Royce). Кроме легковых автомобилей Daimler AG еще реализует на российском рынке грузовые автомобили.
«Насколько мне известно, Mercedes пока не обращался к правительству Германии с просьбой не вводить санкции против России, как это сделал Volkswagen», — заявил «Газете.Ru» глава пресс-службы Mercedes Андрей Родионов.
«На данный момент наши цены пока стабильны как никогда – произошло повышение на уровне 3%, что соответствует уровню инфляции, — рассказал Родионов. — Сложно сказать, какие санкции могут быть введены в отношении России в ближайшее время. Поэтому невозможно спрогнозировать, будут ли какие-то проблемы, скажем, с поставками.
Определенное волнение, связанное с текущей политической ситуацией, есть у всех автопроизводителей, в том числе и у Mercedes».
Новые санкции без сомнения могут затронуть и концерн General Motors, в который входят американские бренды Chevrolet и Cadilac, и немецкий – Opel. За прошлый год концерн реализовал в России более 250 тыс. новых автомобилей.
Как заявил «Газете.Ru» пиар-директор GM Сергей Лепнухов, прежде всего компанию сейчас волнует экономическая ситуация, связанная с девальвацией рубля.
«Это серьезный удар по инвестиционному климату. Мы вынуждены поднимать цены, чтобы не работать себе в убыток, но это не лучшим образом сказывается на объемах продаж, — говорит Лепнухов. — У нас в России производство, но нужны годы на повышение уровня локализации. Мы рассчитываем на несколько лет вперед. На заводе в Тольятти локализация очень высокая, но на питерском заводе – только 26%. При этом в среднем у производителя локализация должна быть не менее 60%. Единственная мера, на которую нам пока пришлось пойти, — приостановка работы завода в Санкт-Петербурге», — уточнил глава пиар-службы.
«Мы с определенным волнением следим за политической ситуацией, но тем не менее уверены, что ситуация стабилизируется, а российский авторынок со временем придет в норму», — заявил Лепнухов.
В СП Ford Sollers «Газете.Ru» сообщили, что также работают по намеченному плану и страдают исключительно из-за колебания курса валют. По словам директора по связям с общественностью Елизаветы Новиковой, в этом году должен открыться новый автомобильный завод в Набережных Челнах, а в 2015 году в Елабуге откроется производство двигателей. «Также мы не отказываемся от вывода на рынок новых продуктов Ford — в этом году появится модель EcoSport, а в 2015 году обновятся модели Mondeo и Focus», — рассказала Новикова.
«Я думаю, против конкретно автопрома никаких специальных санкций не будет, — считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Тем более, наш рынок ориентирован на внутреннего потребителя, и санкции со стороны крупных иностранных игроков ударят по ним же самим. Но если западные страны введут какие-то новые санкции, которые ударят по всей российской экономике, то они наверняка косвенно затронут и российский рынок».
Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев также считает введение санкций по линии автопрома маловероятным. «Чисто с экономической точки зрения это никому не нужно, — считает он. — Конечно, теоретически их можно заставить на высшем уровне, но это сценарий не очень реалистичный. Тем более, когда рынок на спаде, все заинтересованы только стимулировать свои продажи, а не наоборот. Тот же Volkswagen вложил в нашу экономику около миллиарда евро, и никто не хочет этими инвестициями как-то рисковать. В конечном итоге те же европейцы и американцы от этих возможных санкций могут потерять не меньше».