МВД России разработало проект постановления правительства, который предлагает разделить ДТП на несколько видов, включая те, в которых водители могут покинуть место происшествия, и дифференцировать алгоритм действий водителей в зависимости от вида аварии. Новая мера призвана дать водителям четкое представление, как им действовать в случае ДТП — могут ли они решить вопрос без участия сотрудников ГИБДД, самостоятельно зафиксировав все обстоятельства происшедшего, после чего уехать, либо дождаться прибытия наряда ДПС.
Согласно проекту постановления, ДТП можно будет разделить на три вида:
1) ДТП с пострадавшими, документы о котором не могут быть оформлены без участия сотрудников полиции;
2) ДТП без пострадавших, документы о котором могут быть оформлены без участия сотрудников полиции путем заполнения водителями соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии (в соответствии с федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);
3) ДТП без пострадавших, порядок оформления которого, в том числе необходимость участия сотрудников полиции, определяется полицией при поступлении информации о происшествии.
Кроме того, проект предполагает включить в ПДД норму, в соответствии с которой при отсутствии необходимости в оформлении документов об аварии водителям разрешается оставить место ДТП.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ГИБДД, проект позволяет четко регламентировать порядок действий водителя. В настоящее время автомобилисты зачастую сомневаются, можно ли им оставлять место ДТП или нет. После этого, в частности, возникают проблемы со страховыми выплатами. Чтобы избежать разночтений, в ПДД предполагается четко прописать алгоритм действий водителей.
В случае если есть пострадавший, ситуацию можно решать только с вызовом сотрудника Госавтоинспекции.
Если пострадавших нет, то есть два варианта развития событий. Первый — действовать через страховую, без ГАИ: к примеру, если ДТП произошло с участием двух водителей, оба застрахованы по ОСАГО и оба согласны с тем, кто прав, а кто виноват.
В ином случае водители обращаются в ГИБДД по телефону и там получают инструкции.
Например, сфотографировать машину, убрать ее с проезжей части, прибыть на ближайший пост ДПС. Если же, к примеру, в ДТП расшвыряло три машины и одними замерами не обойтись, сотрудники ГИБДД принимают решение выехать на место.
И существует третий случай, когда место ДТП покинуть можно, потому что оно оформлено силами своих участников. Документы необходимо оформить по Европротоколу — в стандартной форме, которая прилагается к любому полису ОСАГО, один водитель пишет, что прав, второй — что виноват.
Водители составляют схему, расписываются, после чего могут покинуть место ДТП. Потом пострадавший может обратиться в страховую компанию виновника ДТП за возмещением ущерба.
Как пояснил «Газете.Ru» глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, две первые нормы действуют и сейчас, ничего нового в них не появилось. К примеру, во втором случае ДТП можно и сейчас оформить самостоятельно при взаимном согласии в оценке обстоятельств ДТП и размере ущерба (не более 25 тыс. руб.) и отсутствии пострадавших — это прописано в ПДД. Однако третьей нормы в ПДД нет.
Законом пока не предусмотрено, чтобы сотрудник дежурной части разрешал или не разрешал водителю уехать с места ДТП. По мнению Травина, такое нововведение представляет собой определенную провокацию.
«Как и кто будет оценивать такую ситуацию, когда в полиции водителю разрешат покинуть место ДТП, — рассуждает Травин. — Вот скажет мне сотрудник дежурной части, что приезжать они не будут. Порядок оформления документов в этом случае не установлен. Я сделаю это кое-как и уеду.
Потом мой оппонент засомневается, вернется на место ДТП и вызовет-таки сотрудников ГИБДД для оформления аварии. Они приедут и припишут мне наказание за оставление места ДТП.
Я не докажу потом, что кто-то мне что-то в дежурной части сказал. Они не хотят применять то, что есть в ПДД, и придумывают то, чего в ПДД нет».
По мнению Травина, подобная норма, помимо того что будет порождать множество недоразумений, позволит подвыпившим водителям избежать наказания. Так, повредив чью-то машину, им будет проще прямо на месте возместить ущерб и быстро уехать, избежав лишения водительских прав. А пострадавшей стороне тоже будет удобнее сразу получить деньги и не ждать решения страховой.
Предложение о введении нормы, позволяющей водителям при отсутствии необходимости в оформлении документов о ДТП оставить место происшествия, правозащитник поддерживает.
«У нас уже есть прекрасная норма: если водители согласны в оценке обстоятельств ДТП, нет пострадавших, то они могут смело нарисовать схему ДТП и подъехать в ближайшее подразделение или на пост ГАИ для оформления материалов дела, — говорит Травин. — Не нужно восемь часов стоять в пробке и ждать, пока к вам соблаговолит приехать инспектор. Такая норма есть в ПДД, и ее нужно заставить работать. Но пока ПДД обязывают нас вызывать ГИБДД даже в случае небольшого ущерба, если есть любой признак ДТП. Наконец-то в МВД над этим задумались».
В пресс-службе ГИБДД, в свою очередь, подчеркнули: если один из участников заявляет, что один из водителей находится в состоянии алкогольного опьянения, наряд полиции выезжает в обязательном порядке. При этом ситуацию с попытками решить вопрос на месте с участием подвыпивших водителей нововведение никак не усугубит.
«В настоящее время при возмещении ущерба до 25 тыс. руб. можно решать вопрос без сотрудников полиции. А если участники ДТП вступают в сговор и нет свидетелей, то наказать виновника за пьянку не получится», — отметили в пресс-службе.
В настоящее время постановление вынесено на общественное обсуждение, и после успешных прохождений всех процедур оно будет вынесено на рассмотрение правительства.
«Общественность и правозащитники должны ознакомиться с проектом, высказать свои предложения, — отметили в пресс-службе. — После этого согласованная редакция будет разослана по соответствующим министерствам и ведомствам. В случае согласования текст уходит в Министерство юстиции, а после — в правительство, где его принимают или нет. В проект могут быть внесены изменения, прогнозов по его принятию пока нет».