Новый генеральный директор альянса Peugeot Citroen Карлос Таварес берется за управление компанией, которая потеряла более чем €7 млрд за последние пять лет. По его словам, главной проблемой стало то, что «задача делать деньги не попала в список главных ценностей предприятия», сообщает Automotive News.
Именно это планирует изменить 55-летний Таварес, который на протяжении многих лет занимал ведущие посты в Nissan и Renault. В списке других задач, над которыми намерен потрудиться новый управленец, сокращение чрезмерно раздутой линейки моделей, усиление присутствия PSA в Китае, регулирование производства в Европе, а также поиск потенциальных подводных камней, которые могут возникнуть как следствие уступок новым акционерам.
14 апреля Таварес, уже третий генеральный директор PSA за последние пять лет, представит свой глобальный план восстановления второго по величине автопроизводителя в Европе, уступающего только Volkswagen Group.
Основные проблемы компании управленец озвучил во время Женевского автосалона. На основе своих заявлений он составил список жестких задач, которыми планирует заняться в ближайшее время.
Одним из первых пунктов в этом списке стало увеличение операционной прибыли. По словам Тавареса, чтобы достичь этой цели, «PSA должна будет продавать свои автомобили по правильной цене». Кроме того, он заявил о необходимости снижения производственных затрат и эффективной работы с поставщиками.
Следующая задача — снижение оборотного капитала. Ключевым фактором здесь по планам Тавареса станет систематизация перечня непроданных автомобилей, количество которых он находит слишком высоким. Кроме того, в списке задач — «разумное управление средствами». Таварес хочет, чтобы все инвестиции обеспечивали адекватную отдачу.
По его мнению, PSA должна отказаться от работы в тех сегментах, где модели компании являются убыточными, в частности от перенасыщенных конкурентами сегментов.
В то же время Таварес заявил о намерении трансформировать премиальный суббренд DS Citroen в международный самостоятельный премиум-бренд, способный конкурировать с немецкими автомобилями премиум-сегмента. Такой поворот не помешает компании сконцентрироваться на китайском рынке. По мнению Тавареса, PSA необходимо установить более тесные связи с партнером и совладельцем компании — Dongfeng Motor.
Кроме того, PSA должна сократить свои линейки продукции на убыточных рынках России и Бразилии.
«Таварес будет сокращать нерентабельные модели и сосредоточится на моделях, которые обеспечивают высокие объемы продаж и высокую рентабельность, — говорит аналитик Commerzbank Саша Гоммель. — Это именно то, что он делал с 2011 года и до этого лета, пока находился в должности главы операционного директора Renault. Его достижения в Renault доказывают, что все эти планы реализуемы».
Один из сегментов, где у PSA есть потенциал для сокращения модельной линейки, — сегмент компактных автомобилей.
С недавним появлением Citroen C4 Cactus PSA предлагает пять компактных хетчбэков для двух брендов — Citroen C4 и DS4, а также Peugeot 308 и 3008.
Кроме PSA только Volkswagen Group предлагает такое же количество компактных хетчбэков, но оно рассеяно между тремя марками — Audi A3, VW Golf, Golf Plus, Beetle, Seat Leon. При этом, по данным JATO Dynamics, между спросом на хетчбэки VW Group и PSA в Европе в 2013 году была зафиксирована огромная разница — 816 тыс. и 287 тыс. проданных автомобилей соответственно. По мнению аналитиков, одна из причин такого провала в том, что по сравнению с VW у хетчбэков PSA не хватает своих ключевых, определяющих особенностей.
По мнению аналитика CM-CIC Securities Флоренты Кувьер, одна из проблем брендов PSA кроется в их чрезмерной французской сущности.
«Если Таварес не захочет поделить затраты на разработку с другими партнерами, то PSA продолжит терять деньги, — считает Кувьер. — Например, хорошо отразилось на успехах компании соглашение о совместной работе с Ford по разработке дизельных двигателей. Сейчас Таваресу нужно заключить другие аналогичные соглашения».
Кувьер также считает, что PSA должна обращать больше внимания на автомобили, которые поставляются за пределы внутреннего рынка.
«Сегодня PSA делает автомобили для французских покупателей с акцентом на дизельных двигателях, механических коробках передач и хетчбэках. А чтобы стать популярными за пределами Франции, рецепт совсем другой: больше бензиновых двигателей, больше «автоматов» и меньше хетчбэков», — отметила она.
Известно, что PSA собирается объявить, что будет тратить больше средств на НИОКР и развивать технологии для автомобилей, предназначенных для широкого круга клиентов по всему миру, причем с меньшим акцентом на «французский характер». Деньги на будущие исследования в размере €3 млрд будут получены, в частности, благодаря совместным инвестициям китайской Dongfeng и правительства Франции.
Peugeot 308, завоевавший звание европейского автомобиля года, олицетворяет собой то, что Таварес называет силой бренда, — симбиоз французского шика и немецкой надежности. А ориентиром для будущего Citroen управленец считает С4 Cactus. Это стало возможно благодаря удобному простому дизайну в сочетании с интеллектуальными инновациями.
Ожидается, что Таварес объявит о том, что PSA упорядочит свои предложения в Южной Америке и России. Производитель теряет деньги в обоих регионах, говорят аналитики.
«В России продается около 25 моделей, Таваресу нужно продавать менее 10 моделей и сосредоточиться на локализации производства», — говорят эксперты.
Отметим, что, по данным «Газеты.Ru», в 2013 году на заводе PSA было произведено около 45 тыс. автомобилей при проектной мощности 125 тыс. Производство ведется совместно с компанией Mitsubishi. Производство по полному циклу здесь организовано с 2012 года. При этом, как заверили в российском представительстве PSA, в отличие от ряда конкурентов сокращений на заводе в ближайшее время не планируется.