Кризис российского рынка новых автомобилей не повлиял на тенденцию ежегодного увеличения среднего числа автомобилей на душу населения. Обеспеченность легковыми автомобилями в России по итогам 2013 года составила 274 единиц на 1000 человек. Этот показатель увеличился за год на 6,6%, сообщает «Автостат».
По данным аналитического агентства, самым автомобилизированным регионом России является Приморский край, где 572 жителя из 1000 владеют машинами. С небольшим отставанием идет Камчатский край — 458. Высокие показатели этих регионов обусловлены тем, что через Дальний Восток ввозится большое количество подержанных иномарок, преимущественно японских. Однако эксперты полагают, что часть машин продается в другие регионы, оставаясь при этом на учете в Приморье и на Камчатке. Таким образом, реальная автомобилизация этих не самых богатых регионов далека от заявленных цифр, хотя, безусловно, и одна из высоких в стране.
Неожиданностью стали показатели Калужской области (3-е место, 344 ед.), что позволило ей обогнать по объему автомобилизации идущее четвертым Подмосковье (340).
В топ-10 регионов по обеспеченности также попали Калининградская область (336 ед.), Псковская область (334 ед.), Республика Карелия (329 ед.), Рязанская и Тюменская области (по 312 ед.). Замкнула десятку лидеров Москва (311 ед.).
Наименее обеспеченным автомобилями регионом России стал Чукотский автономный округ, где на 1000 жителей приходится в среднем всего 70 машин.
Наибольший прирост обеспеченности в прошлом году произошел в Ярославской области — 11,3% (226 ед.). На 11%, до 181 единиц, увеличилось среднее число автомобилей в Республике Марий Эл. Более чем на 10% выросли показатели обеспеченности еще в двух регионах — Ивановской области (195 ед.; +10,8%) и Чувашской Республике (192 ед.; +10,3%).
Самый слабый прирост среднего числа автомобилей на количество жителей по итогам года — в Камчатском крае (+1,1%), Калмыкии (213 ед.; 2,4%) и Кировской области (221 ед.; 2,8%).
Директор «Автостата» Сергей Целиков отмечает тот факт, что обеспеченность жителей России автомобилями по-прежнему в два раза ниже в сравнении с ведущими европейскими странами и в три раза — в сравнении с США. Тем не менее эксперт обращает внимание на то, что уже несколько лет подряд показатели растут и, невзирая на сокращение российского рынка новых автомобилей, будут расти и дальше.
«По нашей оценке, примерно через 8–10 лет показатель обеспеченности приблизится к уровню стран Восточной Европы — 400 автомобилей на 1000 жителей», — заявил Целиков. При этом в других странах, особенно развитых, этот показатель будет расти куда медленнее, а значит, каждый год разрыв между Россией и ведущими странами мира будет сокращаться.
На сегодняшний день, по данным «Автостата», Россия занимает 46-е место в мире по количеству автомобилей на число жителей.
Однако существуют и альтернативные рейтинги, где уровень автомобилизации в России имеет другие результаты и другую позицию в общемировом рейтинге.
На данный момент, по некоторым данным, лидером мирового рейтинга является Сан-Марино, где на каждого жителя приходится более чем один автомобиль (1263 ед. на 1000 чел.). На втором по обеспеченности месте находится княжество Монако — на 1000 подданных в среднем приходится 908 легковых автомобилей. В последние годы Монако уверенно обходит по этому показателю США с 802 машинами на 1000 жителей. Среди прочих наиболее обеспеченных стран — Исландия (746 ед.), Люксембург (739 ед.), Новая Зеландия (718 ед.), Австралия (688 ед.), Мальта (679 ед.), Кипр (675 ед.), Италия (672 ед.) и Канада (602 ед.).
Франция расположилась на 11-м месте (598 шт.). Германия на 19-м (564 шт.), а Великобритания — на 26-м (523 шт.). Стоит отметить, что страдающие от кризиса Испания и Греция по уровню автомобилизации обходят многие европейские страны и занимают 13-е и 16-е места соответственно.
Страна с самым крупным авторынком в мире — Китай — располагается, по последним данным, на 86-й строчке рейтинга. Только три года назад численность городского населения КНР впервые превысила количество сельских жителей. Этим можно объяснить скромные показатели обеспеченности — 47 машин на 1000 жителей.
Уровень обеспеченности России сопоставим с государствами Суринам (282 ед.), Мексика (276 ед.), Сербия (252 ед.) и Антигуа (230 ед.).
Регион | на 01.2013 | на 01.2014 | Изм.,% |
Росийская Федерация | 257 | 274 | 6,6 |
Приморский край | 547 | 572 | 4,6 |
Камчатский край | 453 | 458 | 1,1 |
Калужская область | 321 | 344 | 7,2 |
Московская область | 323 | 340 | 5,3 |
Калининградская область | 318 | 336 | 5,7 |
Псковская область | 313 | 334 | 6,7 |
Республика Карелия | 311 | 329 | 5,8 |
Рязанская область | 292 | 312 | 6,8 |
Тюменская область | 292 | 312 | 6,8 |
Москва | 297 | 311 | 4,7 |