Если едешь на Кавказ…
Грузия, несмотря на февраль и бурную политическую жизнь, оказалась действительно солнечной и во всех смыслах теплой страной. Люди здесь по-прежнему радуются жизни, пьют хорошее вино и делают такой шашлык, что отказаться совершенно невозможно, даже если до этого уже съедены огромный обжигающий руки хачапури и тарелка баклажан с орехами. Однако контрасты налицо. Из роскошных современных отелей в Тбилиси открывается вид на полуразрушенные лачуги, а по прилете в аэропорт гостей окружают коровы и толпы попрошаек. Гуляя же по главной парадной улице, соединяющей Старый город с новыми районами, и разглядывая витрины, невольно ощущаешь себя в Европе. Но на дорогах по-прежнему царит романтика Кавказа. Водители здесь любят дорогие автомобили, принципиально отказываются использовать поворотники, общаются друг с другом исключительно при помощи звуковых сигналов, а пешеходов не замечают вовсе. В таких условиях новенькая Toyota Highlander смотрелась на улицах грузинской столицы очень солидно и вызывала всеобщее уважение.
Третье поколение
Первоначально Toyota Highlander предназначалась главным образом для продаж на американском рынке, где первое поколение модели с успехом предлагалось с 2000 по 2007 год. Российские же водители официально познакомились с машиной только в 2010 году. Именно тогда у нас был представлен рестайлинговый «горец» второго поколения. В отличие от рынка США нам была доступна только полноприводная версия с 3,5-литровым мотором V6 мощностью 273 л.с., семиместным салоном и тремя уровнями комплектации. Highlander пришелся автолюбителям по вкусу, любовь россиян выразилась в 10 тыс. проданных экземплярах за первый же год присутствия модели на местном рынке.
Перед запуском третьего поколения Toyota Highlander японцы подготовились как следует. Около двух лет назад в России состоялась встреча руководящих лиц компании с владельцами текущей модели, где они подробно рассказали инженерам о том, что хотели бы в ней улучшить и доработать. Результаты превзошли все ожидания: Highlander избавился от налета прежних нареканий и превратился в по-настоящему мощный современный внедорожник.
Это абсолютно мужской автомобиль, на котором можно уехать в любое приключение, а после, смыв с него грязь, с неменьшим достоинством отправиться на деловую встречу.
Экстерьер
Обновленный дизайн Toyota Highlander сделал машину еще более притягательной. Представленный для сравнения автомобиль предыдущего поколения смотрелся на ее фоне как гость из прошлого века. Общий тон задает массивная хромированная решетка радиатора трапециевидный формы, которая получила характерную для семейства Toyota особенность: ее хромированные элементы забегают внутрь головной светооптики. Кстати, дневные ходовые огни теперь стали работать на светодиодах. Силуэт автомобиля подчеркивают рельефные линии по бокам кузова, а еще более внедорожный вид Highlander придают расширенные колесные арки с пластиковой окантовкой, в которых поселились 19-дюймовые колесные диски со сдвоенными спицами. Покатую крышу украшает массивный спойлер. Сзади установлены горизонтальные фары и внушительная хромированная планка, которая зрительно расширяет кузов.
По сравнению с предшественником Toyota Highlander прибавила в длину 80 мм, при этом колесная база осталась прежней — 2790 мм.
Длина автомобиля — 4865 мм, ширина — 1925 мм, высота — 1730 мм. Багажник вместителен, хотя и не поражает своим объемом — 269/813 л. Зато при поднятом третьем ряде сидений глубина грузового отсека увеличилась по сравнению со старой версией на 15,5 см. Дверь самого багажника оснащена памятью электропривода, что позволяет установить оптимальную высоту, на которую она будет подниматься. В итоге получился очень складный, приятный глазу внедорожник солидного, но не пугающего размера. И неудивительно, Highlander — самая компактная машина в своем сегменте.
Салон
Оказавшись за рулем, первым делом обращаешь внимание на удобную посадку и оптимальное расположение приборов. Так, передняя панель приборов полностью соответствует стилю Toyota и большой разницы при пересадке за руль не чувствуется.
Восьмидюймовый цветной сенсорный экран на центральной панели приборов представляет собой часть мультимедийной системы, в которую входят спутниковая система навигации, видеокамера заднего вида с динамическими линиями разметки и аудиосистема, поддерживающая подключение USB-устройств, iPad и смартфонов.
Большой экран работает в паре с монитором поменьше — 4,2 дюйма. Он расположен на уровне глаз водителя, между спидометром и тахометром, и отображает информацию о процессах, происходящих в автомобиле. Так, на нем в «прямом эфире» можно наблюдать за распределением крутящего момента между осями.
Отделка салона выполнена из очень приятного на ощупь мягкого пластика. На передней панели и в дверях установлены эффектные фактурные вставки под дерево коричневого цвета. Приятный хваткий руль теперь оснащается подогревом.
Вентилируемые сиденья, также с подогревом, отделаны мягкой перфорированной кожей — можно выбрать черный либо бежевый вариант. Есть обогрев и у сидений второго ряда, а водительское кресло оснащено функцией памяти.
Третий ряд сидений, конечно, нельзя назвать полноценным. Это признают и сами разработчики, предлагая размещать там маленьких пассажиров: для их удобства была расширена подушка сидений, а при необходимости сидения третьего ряда можно вовсе сложить под пол. При этом по запасу пространства в ногах для пассажиров второго и третьего рядов к модели нет никаких вопросов: здесь действительно очень просторно. Салон можно трансформировать самыми разнообразными способами, так что сюда без труда поместятся и пассажиры, и багаж, и, к примеру, горный велосипед.
В Highlander реализовано одно из самых удобных решений для центрального подлокотника, которые доводилось встречать ранее: внутри он представляет собой просторный бокс, куда спокойно может поместиться объемная женская сумочка или деловой портфель формата А4. Еще одним, уже более дизайнерским решением, до которого пока не додумались конкуренты, стала полочка, бегущая вдоль всей центральной консоли, также отделанная мягким пластиком.
В этой эффектной и удобной нише можно разместить все гаджеты, от сотовых телефонов до iPad, не переживая, что они разлетятся по всему салону.
Через специальную заглушку можно пропустить все провода и при необходимости подключить электронику к розетке. В вечернее время проявляет себя элегантная синяя подсветка ниши для электронных устройств и всех четырех дверей, которая создает в салоне уютную атмосферу.
Прежние владельцы Highlander подметят еще больше приятных моментов. Так, раньше в автомобиле подсвечивались далеко не все кнопки: например, чтобы открыть стекла, приходилось искать кнопку на ощупь. Не складывались стекла заднего вида, а понять, работает ли круиз-контроль, тоже было не так-то просто. Все эти мелочи были благополучно устранены.
Силы для жизни
Для «горца» теперь предлагается два типа силовых агрегатов. Для полноприводной модификации это уже известный мотор V6 объемом 3,5 л. Однако его прежнюю 273-сильную мощь пришлось дефорсировать до 249 «жизненных» сил. Японцы пошли на такой шаг после того, как
в результате массового опроса российских дилеров выяснилось, что причиной более 50% отказов от покупки Toyota Highlander послужил высокий транспортный налог на машины с мощностью свыше 250 л.с.
Несмотря на это, крутящий момент мотора остался прежним — 337 Нм при 4700 об/мин.
Двигатель разгоняет двухтонный внедорожник до сотни за 8,7 секунды, уверенно набирает мощность после оттормаживания на горных перевалах. Новая шестиступенчатая автоматическая коробка передач, пришедшая на смену прежней пятидиапазонной, составляет мотору достойную пару и помогает экономить топливо. Коробка отзывчива даже при работе в стандартном режиме, а водители, которым этого покажется мало, могут смело переключаться в режим «Спорт».
Для тех, кто захочет приобрести настоящий Highlander за более низкую цену, предназначена переднеприводная модификация с четырехцилиндровым мотором объемом 2,7 л мощностью 188 л.с.
Этим мотором, кстати, комплектуются переднеприводный Lexus RX 270 и Toyota Venza. Таким приемом японцы, безусловно, расширили свою целевую аудиторию, но наиболее интересным вариантом останется автомобиль, укомплектованный старшим двигателем, с чем согласны и сами дилеры марки.
В дороге
Toyota Highlander удалось испытать и в горных серпантинах, и на трассе. Сначала мы отправились на горнолыжный курорт Гудаури, построенный еще в советское время. После чего за день нам удалось преодолеть около 500 км, домчавшись из Тбилиси в Батуми, и это с перерывами на фотосессии. Автомобиль хорошо вписывался в окружающий рельеф, послушно набирал скорость, оттормаживался перед крутыми поворотами, изящно входил в «шпильки» и без труда прокладывал себе путь по грунтовым дорогам, разбитому асфальту. На нем не страшно было порой отклониться от курса и съехать по крутому каменистому склону на берег живописной горной речки.
Если прежний Highlander полностью базировался на платформе модели Toyota Camry, теперь это заимствование приходится только на переднюю подвеску. Задняя подвеска c двойными поперечными рычагами породнилась с Lexus RX, что, по ощущениям, пошло модели на пользу. Еще одно отличие: предыдущая версия «горца» оснащалась постоянным полным приводом с центральным дифференциалом и в тяжелых ситуациях водителю на помощь приходила только система Traction Control. В итоге модель достаточно беспомощно показывала себя в условиях бездорожья, особенно в случае, если вывешивалось хотя бы одно колесо. В третьем же поколении Highlander японцы применили подключаемый полный привод с электромагнитной муфтой в приводе задней оси.
В сочетании с режимом Lock, при котором жестко блокируется муфта, а крутящий момент распределяется между осями в пропорции 50/50, Highlander, безусловно, перешел на новый уровень.
В дороге у водителя может возникнуть чувство, что ты постоянно находишься под присмотром умных систем, которые ведут себя максимально незаметно, но при любой необходимости немедленно включаются в дело. Возьмем, к примеру, интегрированную систему динамического управления (IDDS). В отличие от традиционной системы курсовой устойчивости она объединяет собой в единый алгоритм работы саму систему курсовой устойчивости, электроусилитель рулевого управления и систему распределения крутящего момента между двумя осями (активного полного привода AWD).
Еще одной особенностью «горца» стал новый алгоритм работы системы полного привода в повороте.
При выборе режима «Спорт» при входе в поворот вне зависимости от дорожных условий на заднюю ось подается 10% крутящего момента, что итоге делает вход в поворот более динамичным, азартным и при этом безопасным.
По заверениям тойотовцев, шумоизоляция в «горце» также сделала шаг вперед: если у предыдущей версии пол был покрыт шумоизолирующими материалами на 56%, то в новой — уже на 86%. При спокойной езде в автомобиле действительно тихо, но на высоких скоростях по салону начинает разноситься гул от зимней резины. Вполне возможно, что в случае с летней «обувью» все будет гораздо лучше.
Итог
Третье поколение вывело Toyota Highlander на новый уровень: автомобиль стал более внедорожным, технологичным и современным. Новый облик и огромное количество опций сделало модель более престижной, а снижение мощности движка не сильно сказалось на ее динамических способностях. Единственное, что может разочаровать поклонников, — это длинные очереди на покупку модели, которые уже растянулись на четыре-шесть месяцев вперед.
Двигатель | Трансмиссия | Разгон до 100 км/ч | Максимальная скорость, км/ч | Цена, руб. |
Бензиновый, 2,7 л, V4 (188 л.с.) | 6 АКП 2WD | 10,3 | 180 | 1 760 000–1 884 000 |
Бензиновый, 3,5 л, V6 (249 л.с.) | 6 АКП 4WD | 8,7 | 180 | 1 967 000–2 091 000 |