Сразу несколько крупных российских автомобильных заводов объявили на днях о частичной приостановке производства. К такому шагу автопроизводителей подталкивает продолжающееся падение продаж новых автомобилей: по итогам января рынок сократился на 6%. В число замедляющих темпы производственных площадок уже попали GM, «АвтоВАЗ» и УАЗ.
В понедельник компания GM объявила, что производство на заводе в Санкт-Петербурге будет приостановлено на две недели, в период с 24 февраля по 24 марта. Таким образом концерн пытается сократить издержки, связанные с сокращением рынка. В январе продажи GM снизились на 6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
При этом сокращение модельного ряда на заводе пока не планируется. Производитель надеется, что нынешняя приостановка производства станет единичным случаем. Пытаясь выжить в кризис, завод GM переходит с марта этого года с трехсменного рабочего дня на двухсменный, а также планирует увеличить скорость работы конвейеров, оптимизировав тем самым производственный процесс.
Крупнейший производитель автомобилей в России «АвтоВАЗ» также приостанавливает выпуск автомобилей.
Так, в течение пяти дней в конце февраля с конвейеров завода в Тольятти не будут сходить модели Kalina и Granta. Кроме того, на три дня остановят выпуск модели Lada 4x4. Сотрудники завода получат за дни простоя выплаты в размере двух третей средней зарплаты.
Прибегнуть к остановке производства «АвтоВАЗ» вынуждает значительное падение спроса на автомобили. В январе реализация модели Kаlina сократилась на 29%, а лидера российских продаж Granta — на 22%. Больше всего пострадала модель Lada 4x4: продажи упали на 33%.
К подобным мерам «АвтоВАЗ» уже прибегал весной 2013 года, в результате чего компании удалось избежать затоваривания готовой продукции. При этом производство моделей Largus, Priora, Priora Coupe, 4-дверной версии Lada 4x4, а также Nissan Almera будет осуществляться в обычном режиме.
В целом продажи производителя в январе сократились на 21% и составили 23,5 тыс. единиц. При этом, по мнению ряда экспертов, в феврале спрос на продукцию «АвтоВАЗа» может оживиться на фоне падения курса рубля и подорожания ряда иномарок бюджетного класса.
Не остался в стороне от таких тенденций и Ульяновский автомобильный завод, производство на котором остановили с 24 февраля по 7 марта, а сотрудников отправили в неоплачиваемый административный отпуск.
По заявлению генерального директора по связям с общественностью Александра Лагунова, часть персонала, работающая над модернизацией производства, а также научно-технический центр предприятия продолжат работать в обычном режиме — в этот период будут реализовываться инфраструктурные и инвестиционные проекты.
Лагунов также отметил, что не исключает возможности приостановки производства в конце апреля — начале мая. «Это в первую очередь связано со снижением спроса на автомобили. Мы заранее планировали вводить неполный рабочий график, чтобы сохранить персонал», — заявил Лагунов.
«Группа Sollers (в которую входит УАЗ. — «Газета.Ru») идет на подобные меры только на одной площадке — УАЗе. Приостановок производства на остальных заводах компании не предвидится», — сообщила «Газете.Ru» руководитель департамента по связям с общественностью Елена Тарасенк.
В компания KIA Motors Rus подтвердили, что сотрудничество с ООО «Хэнде Мотор Мануфактуринг Рус» продолжается согласно существующим договоренностям. «Планы производства модели KIA RIO на производственных мощностях завода остаются прежними, и предпосылок для их пересмотра на настоящий момент нет, - рассказал «Газете.Ru» управляющий директор компании Артем Гусаров. – Что касается ООО «Автотор», то на нашей калининградской площадке сборка продолжается согласно существующим договоренностям. Мы всегда соотносим свои производственные планы с рыночным спросом и стремимся поддерживать оптимальное соотношение наличия автомобилей у дилеров со спросом в этих центрах, не допуская затоваренности складов и, в тоже время, обеспечивая минимальный срок ожидания автомобилей покупателями. На данный момент падения спроса на автомобили марки KIA не наблюдается».
«Многие российские производители уже проходили подобную ситуацию в 2008 году, когда на фоне роста рынка случилось затоваривание складов и перепроизводство, —
прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. — Когда грянул кризис, у заводов оказались большие производственные заказы и полные склады. Сейчас заводы, наученные на собственных ошибках, лучше подходят к планированию, поэтому при необходимости без сомнений останавливают конвейеры».
Такая мера, по мнению Удалова, необходима на тех площадках, где производятся модели, спрос на которые падает. «Производителю выгоднее иметь некий дефицит продукции, нежели полный склад автомобилей, которые плохо продаются», — считает эксперт.