Этот год запомнится столичным автомобилистам надолго. Помимо резкого повышения штрафов за нарушения ПДД им пришлось столкнуться и с другими напастями. Масштабная реконструкция основных вылетных магистралей, внедрение платной эвакуации и платной парковки в центре, ограничение въезда фур на МКАД днем — весь год столичная мэрия в лице департамента транспорта предпринимала активные шаги, выступив в настоящий крестовый поход против дорожных пробок, а по мнению многих, и самих автомобилистов.
«В целом по Москве в будние дни ситуация в этом году относительно 2012-го улучшилась, но нужно иметь в виду, что прошлый год вообще был рекордным по заторам,
— рассказал «Газете.Ru» координатор проекта «Пробковорот» Виктор Осипков. — Февраль 2013 года по среднемесячной скорости сопоставим с февралем 2008-го, март этого года лишь незначительно лучше марта 2012-го, но хуже, чем этот же месяц в 2007–2011 годах. Вероятная причина — относительно позднее снеготаяние в 2013-м. Начиная с апреля по октябрь среднемесячная скорость в 2013 году находится на уровне 2008 года».
В ноябре, отмечает аналитик, пробок в городе было меньше, чем в предыдущие годы, что может быть связано с высокой среднемесячной температурой и относительно малыми снежными осадками.
По данным Осипкова, в будние дни средняя скорость в первой половине суток осталась на уровне двух прежних лет. Чуть лучше ситуация начиная с полудня, но и тут изменения наблюдаются лишь на фоне двух прошлых лет, а в 2008–2010 годах московские водители передвигались в среднем быстрее.
В ночное время в этом году средняя скорость в столице оказалась рекордно низкой:
«Начиная с 22.00 и примерно до 07.30 средняя скорость ниже, чем за весь наш период наблюдения. Этот эффект можно отнести на счет перераспределения движения грузового транспорта вследствие ограничений, введенных в этом году».
Детальный анализ экспертами «Пробковорота» ситуации в центре города показал, что положительного эффекта от внедрения зон платных парковок пока нет. В этом году произошло незначительное увеличение средней скорости движения в пределах Садового кольца, но оснований связывать данные показатели с платными зонами нет.
Эксперты выяснили, что ситуация в спальных районах в течение года поменялась достаточно сильно.
«В зоне от ТТК до МКАД, в отличие от других зон Москвы, было зафиксировано снижение средней скорости в период с марта по май 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, — отметил Осипков. — Это была рекордно низкая скорость за весь период наблюдения. Возможно, эффект вызван массированной реконструкцией магистралей и связанными с этим ограничениями движения. В июне и сентябре средняя скорость была сопоставима со средней скоростью аналогичного периода 2012 года. В июле, августе, октябре и ноябре этого года средняя скорость была незначительно выше, чем в аналогичных периодах 2012-го. В октябре — декабре 2013 года по вечерам наблюдается выраженный положительный эффект относительно аналогичного периода 2012 года».
Давая прогноз на следующий год, эксперт отметил четкую зависимость транспортной ситуации в городе от макроэкономической в стране.
«С одной стороны, экономический кризис — это плохо, но, если он обострится, ситуация с транспортом в Москве улучшится. И наоборот, если экономическая ситуация улучшится, это неизбежно приведет к обострению транспортных проблем, — уверен он. — Кроме продаж автомобилей значимыми индикаторами являются суммарный денежный объем продаж новостроек и косвенно связанные с этим показателем индекс количества трудовых мигрантов и индекс роста дневного и постоянного («оседлого») населения Московского региона».
В то же время Осипков считает крайне важным более активную позицию самих жителей. «При грамотной координации и консолидации усилий москвичей в 2014-м и последующие годы можно ожидать серьезного влияния квалифицированного общественного мнения на градостроительную политику в Московском регионе в целом и на транспортную проблематику в частности, — считает он. —
Пожалуй, это единственная наша общая надежда. К сожалению, оснований полагаться на позитивный эффект от действий чиновников в области градостроения и транспорта почти не осталось».
Сервис «Яндекс.Пробки» пока не анализировал глобальные итоги года, но специалисты сходятся во мнении, что общая загруженность города по сравнению с 2012 годом осталась примерно на том же уровне.
Так, по данным «Яндекс.Пробки», введение 1 июня 2013 года платной парковки внутри Бульварного кольца существенно не изменило ситуацию. Если в середине дня трафик внутри кольца стал несколько лучше, в часы пик движение по-прежнему было парализовано пробками.
Серьезного эффекта нет пока и от введенного ограничения въезда грузовиков на МКАД. «В утренние и вечерние часы пик загруженности на кольцевой соответствует общему уровню загруженности в городе, — рассказал «Газете.Ru» аналитик сервиса Леонид Медников. — Вероятно, в часы пик большую часть потока составляют легковые автомобили. Некоторое улучшение ситуации на кольцевой отмечается днем. В ночное время суток также не возникает затруднений: ночная МКАД способна справиться с потоком фур.
Эксперты «Яндекс.Пробки» подчеркивают: все меры по борьбе с пробками способны сдерживать их рост, но не уменьшают загруженность города. Основная причина — постоянный рост числа автомобилей.
«Соответственно, если в следующем году он будет продолжаться, лучше в городе не станет. Если рост числа машин прекратится, улучшение ситуации станет вполне реальным, — отметил Медников. — Здесь можно привести в пример более свободные летние месяцы, когда улучшение происходило именно из-за отъезда многих водителей».
Официальных данных о динамике изменения транспортной ситуации в Москве в 2013-м по сравнению с прошлым годом нет. В департаменте транспорта «Газете.Ru» сообщили, что соответствующая информация пока не готова, но впоследствии в ведомстве готовы ее опубликовать.
Впрочем, даже из комментариев чиновников СМИ становится понятно: добиться заметного улучшения ситуации пока не удалось.
«Результаты принятых властями мер можно будет увидеть через 2–2,5 года,
— заявил вице-мэр, глава департамента транспорта Максим Ликсутов 25 декабря в эфире канала «Москва 24». — Мы развиваем опережающими темпами метро, пригородный, железнодорожный и наземный транспорт, что даст альтернативу тем 500 тыс. автомобилистов, которых мы рассчитываем «пересадить» на городской транспорт».
«Я думаю, что на транспортную ситуацию в городе сильное влияние оказывает существенный ежегодный прирост транспортного парка. Если бы его не было, какая-то положительная динамика была бы видна, — прокомментировал ситуацию депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. — Каждый год мы наблюдаем в Москве прирост сотен тысяч единиц техники, десятки тысяч водителей-новичков выезжают на дороги, и, конечно, это нивелирует какие-то шаги в этой области. Я думаю, результат тех мер, которые сейчас принимает правительство Москвы, будет виден через два-три года как минимум».
Лысаков уверен, что радикально изменить ситуацию в короткие сроки не удалось бы в любом случае. «В Москве слишком большая масса машин и полное отсутствие свободных площадей. Кто-то говорит: давайте сделаем платным въезд в центр, но кто будет это контролировать? Необходима инфраструктура, которая стоит огромных денег, — отметил он. — Одними запретами тут всего точно не решить, только комплексными мерами».
Депутат поддерживает далеко не все шаги властей по борьбе с пробками. «Какие-то из них адекватны, какие-то нет. То же волевое решение с фурами. Ведь для водителей нужно было создать стоянки с минимальными условиями. Их нужно было сделать сразу, а их только начали создавать. К сожалению, я не могу сказать, что все делается продуманно», — отметил он.
Координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что в этом году об улучшении ситуации с пробками и речи нет. «Конечно, точных цифр у меня нет, но по тем маршрутам, по которым я езжу, где-то стало лучше, где-то хуже, но в целом ситуация с пробками удручающая, — считает он. —
В этом году на Волоколамке до отмены выделенной полосы я поставил личный «рекорд» скорости: 1,5 км/ч.
Запрет днем ездить фурам по МКАД ничего, кроме нового вида пробок, пока не принес. Периодически возникающие то тут, то там ночные заторы из грузовиков — это что-то новенькое».