Hyundai открывает собственный бренд «заряженных» автомобилей: новое подразделение компании будет называться лаконично — Hyundai N.
Новый суббренд станет своеобразным «мостом» между южнокорейским центром технических разработок в Намьянге (отсюда и название) и расположенной в Германии базой гоночной команды Hyundai, выступающей в чемпионате мира по ралли (WRC).
Пока неясно, будет ли Hyundai N выпускать полностью новые автомобили, разработанные «с нуля», или подразделение станет дорабатывать модели на базе основной линейки Hyundai.
С помощью выпуска «заряженных» машин корейская компания хочет укрепить свой имидж среди молодежи, любящей динамичные автомобили.
Отдельная фирма при крупном автопроизводителе, занимающаяся выпуском «заряженных» машин, — довольно распространенное решение. При этом выпускаемые автомобили, как правило, редко получают широкое распространение и не оказывают серьезного влияния на продажи, но вклад в формирование имиджа компании они оказывают феноменальный.
Одной из наиболее известных фирм, выпускающих спортивные версии серийных машин, является Mercedes-AMG. Стоит отметить, что AMG был приобретен Mercedes-Benz только в 1999 году — до этого компания в течение многих лет дорабатывала автомобили этой марки, но оставалась независимой.
Фирма начала свою историю в 1967 году как небольшое ателье по выпуску гоночных двигателей. Аббревиатура AMG расшифровывается как Aufrecht, Melcher, Grossaspach: первые два слова означают фамилии основателей фирмы, бывших механиков Mercedes-Benz, а третье — название родного города упомянутых инженеров.
Основная деятельность AMG заключалась в создании пакетов доработки двигателей и подвески для автомобилей Mercedes. Большую известность имеют аэродинамические кузовные обвесы и легкосплавные диски AMG.
Заметную известность AMG принес гоночный болид Mercedes-Benz 600SEL 6.3, также известный как «Красная свинья».
Прозвище, по всей видимости, возникло из-за шума громадного мотора, который напоминал визг свиньи. Автомобиль хорошо запомнился зрителям, но его спортивная карьера продлилась недолго из-за усложнившегося технического регламента.
Компания выпускает как автомобили собственной разработки (Mercedes-Benz SLS AMG), так и «заряженные» версии практически всех серийных моделей марки.
Подразделение другой прославленной немецкой марки, BMW M, появилось позже AMG, в 1972 году. Тем не менее компания с самого начала входила в состав BMW, что говорит об интересе руководства марки к скоростным автомобилям.
Популярность BMW M (ранее называвшегося BMW Motorsport) началась с гоночной модели 3.0 CSL. Автомобиль участвовал во многих гоночных сериях и побеждал в чемпионате ETCC (European Touring Car Championship) четыре года подряд, с 1975 по 1979 год.
Первым гражданским автомобилем BMW Motorsport стал суперкар M1 — изначально машина разрабатывалась совместно с Lamborghini, но позже итальянская компания отказалась от сотрудничества, и BMW выпустил машину своими силами. В последние годы ходят слухи о том, что BMW может выпустить новое поколение своего первого и единственного суперкара.
BMW M славится своими серьезно доработанными версиями седанов 3 Series и 5 Series — M3 и M5 соответственно. Первые инкарнации этих автомобилей были действительно новым словом в автомобилестроении: 286-сильный M5 1985 года стал самым быстрым серийным седаном своего времени. M3 первого поколения (E30) стал одной из наиболее важных спортивных моделей 1980-х и произвел фурор в автомобильных СМИ того периода. Машина также отличилась в автоспорте: M3 доминировал в кузовных чемпионатах Европы в конце 1980-х и начале 1990-х.
BMW M отличается от других спортивных подразделений тем, что компания до 2010 года убежденно отказывалась от систем турбонаддува двигателей и механических нагнетателей, распространенных у других похожих фирм. В BMW M технологии турбонаддува считали слишком «простыми» способами достижения высокой мощности своих автомобилей. Впрочем, новые экологические стандарты заставили BMW M все же использовать наддув в 2010 году.
Спортивное подразделение еще одной немецкой марки, Audi, названо в честь легендарной модели Audi Quattro начала 1980-х. Это «крыло» Audi остается сравнительно неизвестным по сравнению с BMW M и Mercedes-AMG. Кроме того, компания не продает автомобили под своим названием — продукты quattro GmbH реализуются в линейках Audi S и RS. Кроме того, подразделение выпускает суперкар Audi R8.
Выпускаемые quattro автомобили делятся на две линейки: S (Sport) — более «умеренные» машины для ежедневной езды — и RS (RennSport — «гоночный спорт»), которые, как правило, имеют двигатели с мощностью около 500 л.с,
но при этом сохраняют практичные формы кузова «седан» и «универсал».
Первой моделью фирмы стал универсал RS2, разработанный совместно со специалистами из Porsche. Машина визуально представляла собой универсал Audi 80, но с двигателем мощностью свыше 300 л.с. и полным приводом.
Полностью собственной разработкой quattro стал суперкар Audi R8. Компания также выпускает самый мощный в своем классе дизельный кроссовер Audi Q7 V12 TDI.
Спортивное подразделение японского автогиганта Nissan носит название Nismo (Nissan Motorsport). Фирма существует с 1984 года и выпускает тюнинг-пакеты для серийных Nissan и автомобили собственной разработки.
Первым продуктом Nismo стал двухместный гоночный автомобиль Saurus. Машина дала старт небольшой гоночной серии, но просуществовала она недолго.
Настоящую славу компании принесли доработки Nissan Skyline GT-R и Nissan Silvia. Nismo выпустил версии Skyline GT-R V-Spec, Skyline 400R и Silvia 270R. Эти автомобили укрепили славу Nismo в среде любителей уличных гонок. Упомянутые машины по-прежнему сохраняют очень высокую стоимость на вторичном рынке.
В каталоге Nismo можно обнаружить доступные для покупки детали для многих давно снятых с производства моделей Nissan, таких как 240SX. Впрочем, большая часть продукции Nismo недоступна за пределами Японии — единственным пакетом доработок, который можно официально купить, к примеру, в России, является версия кроссовера Juke Nismo.
Спортивные подразделения существует и у американских производителей, наиболее известным из них является SRT (Street & Racing Technology), занимающееся доработкой автомобилей различных марок, входящих в состав Chrysler.
Фирма начала свое существование в конце 1980-х как группа инженеров-конструкторов, разработавших суперкар Dodge Viper первого поколения.
Машина получилась по-настоящему спартанской, поскольку в оснащенном 400-сильным двигателем V10 фиберглассовом спорткаре не было даже АБС и противобуксовочной системы. Езду на нем в прессе сравнили с «попыткой играть в пинг-понг бейсбольной битой».
Впоследствии группу конструкторов Viper объединили с создателями спорткара Plymouth Prowler.
Первым автомобилем, который получил приставку SRT в названии, стал компактный седан Dodge Neon SRT4 — легкий автомобиль получился заметно дешевле конкурентов, преимущественно японских, и привлек интерес к бренду.
Название для производимых фирмой автомобилей включает аббревиатуру SRT и количество цилиндров в двигателе модели: Dodge Viper SRT10 имеет десять цилиндров, а Jeep Cherokee SRT8 — восемь.
В настоящее время SRT считается отдельным брендом, под которым продаются доработанные автомобили Chrysler.