На российском автомобильном рынке наступает пора новогодних скидок: дилеры щедро урезают ценники на машины, чтобы привлечь покупателей. Скидки должны быть особенно крупными на фоне сокращающегося российского авторынка: за десять месяцев 2013 года падение составило 7% по сравнению с минувшим годом. С января по октябрь было продано 2,2 млн машин.
Официальный дилер Major Ford предлагает кроссовер Ford Explorer со скидкой 270 тыс. руб. — начальная стоимость модели составляет около 1,8 млн руб. «Автоdom», представляющий премиум-марку BMW, распродает представительские седаны 740Li xDrive по цене 4,35 млн руб., хотя, по заявлению дилера, машина стоит от 5,1 млн руб. Эти предложения — лишь примеры, подобные акции встречаются практически у всех крупных продавцов.
Наиболее щедрым предложением клиентов привлекает дилер Favorit Motors. Компания предлагает второй автомобиль даром при покупке машины Kia, Ford, Chevrolet или Opel. В качестве подарка можно выбрать из нескольких комплектаций Kia Rio, Chevrolet Spark или Cobalt.
В рамках другого предложения при покупке одной машины вторую можно купить со скидкой 500 тыс. руб., причем распространяется это предложение и на машины стоимостью 599 тыс. руб., в итоге машина обойдется всего в 99 тыс. руб.
Акции дилеров распространяются не только на денежные скидки: покупателям предлагают как актуальные вещи вроде комплектов зимней резины или предпусковых подогревателей, так и услуги, к машине отношения не имеющие.
Отдельные дилеры, например «Ауди Центр Север», предлагают вдобавок к автомобилю премиум-марки занятия фитнесом, бесплатные авиаперелеты в Европу и даже неделю отдыха. При этом, по заявлению дилерского центра, скидки на автомобили Audi в их случае достигают 20% — тоже немалая сумма для марки, чей самый доступный автомобиль стоит около 800 тыс. руб.
Существуют и более изобретательные предложения. Дилер китайской марки Lifan Motors готов компенсировать жителям регионов, которые хотят купить у них автомобиль, стоимость путешествия до автоцентра в Москве.
По всей видимости, покупатели ждут смелых спецпредложений в канун Нового года. По данным исследования агентства МАСМИ, проведенного по заказу Suzuki, 65% жителей крупных городов России считают новогодние праздники наилучшим временем для покупки новой машины, причем в разных городах к этому относятся по-разному. Среди жителей Москвы 48% считают Новый год удачным временем для приобретения машины, а в Екатеринбурге такой точки зрения придерживаются 72% респондентов.
При этом почти две трети опрошенных заявили, что предпочли бы реальную скидку дополнительным опциям к машине.
Вероятно, дилеры стремятся минимизировать эффект затоваривания складов, которое наблюдалось в конце минувшего года. Причиной тому стал чрезмерный оптимизм продавцов автомобилей. В этом году повторения подобного сценария быть не должно.
Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрей Горшков считает, что спецпредложения этого года не отличаются значительным образом от акций 2012 года, если смотреть на рынок в общем. «Я бы отметил, что фактически скидки и подарки стали даже более скромными, основная причина в том, что нет таких больших и давящих стоков. К планированию своих стоков дилеры подошли более аккуратно», — рассказал он «Газете.Ru».
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что дилерам сейчас трудно удивить покупателей чем-то новым. «Они не смотрятся новогодними, весь год были такие же предложения. Под конец года определенные дилеры будут предлагать нечто совсем привлекательное, но это вряд ли можно будет увидеть в рекламе и пиаре — будут индивидуальные предложения для того, чтобы сдать хорошие цифры в конце года. Хотя такие вещи пресекаются производителем и четко контролируются», — рассказал «Газете.ru» эксперт.
Дацкив считает, что дилеры несут заметные финансовые потери. «Помимо маржинальности существуют квартальные или годовые бонусы, которые выдают за выполнение плана. Ситуация такова, что дилер весь год сбывает машины в ноль, а кое-где даже с убытками, но годовой бонус позволяет выйти на 2–3% прибыли в год, многие на него надеются», — рассказал специалист.
По словам Дацкива, предложения могут разниться в зависимости от региона: в Москве и Санкт-Петербуре дилеры ведут себя наиболее смело, поскольку конкуренция крайне высока.
«Практически по любому бренду в Москве более десяти дилеров, а в регионах есть города, где всего один-два дилера на марку. Кроме того, объем продаж в Москве и Питере гораздо больше, чем в регионах, — для того, чтобы сбыть все автомобили, нужно заниматься демпингом», — говорит Дацкив.
«Многие садятся на «Сапсан», приезжают в Москву и покупают машину выгоднее, чем у себя в родном регионе», — отметил эксперт.
Вместе с тем Дацкив признал, что в последнее время скидки достигли невиданных масштабов. «Такие значения рынок не видел никогда. 150–200 тыс. руб. скидки на машину среднего сегмента — это действительно беспрецедентные предложения», — сказал специалист.