Раз в два года в Токио проходит выставка Tokyo Motor Show, входящая в состав «большой пятерки» главных автомобильных шоу планеты, в которую также попали моторшоу в Детройте, Женеве, Франкфурте и Париже.
Первоначально автосалон носил название All Japan Motor Show и был посвящен преимущественно коммерческим автомобилям. В 2013 году шоу пройдет в 43-й раз и будет открыто для прессы с 20 по 21 ноября, а для всех желающих — с 23 ноября по 1 декабря. Tokyo Motor Show проходит под эгидой Японской ассоциации автопроизводителей JAMA.
Исторически автосалон в Токио является самой главной площадкой для премьер японской «большой» тройки — Toyota, Honda и Nissan.
Tokyo Motor Show отличается от других крупных автомобильных выставок обилием концепткаров, как близких к серийному производству, так и довольно невероятных, чьи шансы добраться до конвейера невелики.
Центральной особенностью большинства демонстрируемых на автосалоне концепткаров является обилие ультрасовременных высоких технологий, что отражает страсть японских автокомпаний ко всему футуристичному.
Впрочем, бывают и исключения. В этом году одним из центральных автомобилей Токийского автосалона стал концепткар Nissan IDx, внешне воспроизводящий культовый Datsun 510 конца 1960-х — начала 1970-х, а также Nissan Skyline и Laurel той же эпохи.
Заднеприводное купе, по заявлению руководства Nissan, станет «оптимальным ответом кризису среднего возраста» — один из руководителей компании ранее заявил, что крайне популярные спорткупе Subaru BRZ и Toyota GT86 предназначены как раз для тех, у кого кризис среднего возраста в самом разгаре.
Реплика «топов» Nissan все же носит шуточный характер — машина будет нацелена как на молодых покупателей, так и на более возрастных, которые выросли на классических Nissan и Datsun.
О технических характеристиках IDx и возможном ценнике речь пока не идет, но инженеры предполагают, что под капотом машины может оказаться довольно скромный мотор объемом 1,6 литра и мощностью около 140–150 л.с. При условии, что машина будет легкой, этих показателей может вполне хватить для динамичной езды — машины, вдохновившие дизайнеров на создание IDx, были еще менее мощными. Относительно небольшой мотор дает основания полагать, что машина окажется заметно дешевле уже упомянутых BRZ и GT86.
Другие компании, которые представили свои автомобили в Токио, остались приверженцами футуристических концепций. Еще одной вариацией на тему доступного спорткара стал прототип родстера Honda S660, который отдаленно напоминает уже выпускавшиеся компанией модели S2000 и Beat. О технической стороне родстера пока ничего не известно.
Honda также представила предсерийный прототип кроссовера Vezel, который будет более компактной альтернативой CR-V. О габаритах машины дает представление платформа хетчбэка Honda Fit (Jazz), которая легла в основу кроссовера.
Стоит сказать, что в 2013 году в Токио был явно заметен тренд спортивных кроссоверов — автомобили такого плана показали множество представленных на Tokyo Motor Show компаний
Lexus и Mitsubishi представили два вседорожника с весьма хищным экстерьером — LF-NX Turbo и XR-PHEV. Первый автомобиль получился неожиданно агрессивным по меркам Toyota, ранее он был представлен в качестве гибрида. О перспективах производства модели пока ничего не сообщается. XR-PHEV от Mitsubishi может являться прообразом серийного Outlander Sport. Автомобиль имеет гибридную силовую установку и кузов в духе «вседорожных купе», стремительно набирающих популярность.
Mitsubishi также показал в Токио более консервативный кроссовер GC-PHEV, который может быть предвестником будущего серийного Outlander. Автомобиль также будет гибридным, его изюминкой станет система полного привода S-AWC. В Mitsubishi сделали особенный акцент на электронном оснащении внедорожника, а также системах превентивной безопасности.
Компания Toyota представила в Токио множество автомобилей, но наиболее интересными из них стали прототипы FCV и FV2 — серийный седан на топливных ячейках за $50 тыс. и трехколесное транспортное средство с зачатками искусственного интеллекта. Если c FCV все относительно ясно — планы Toyota выпустить автомобиль с водородной силовой установкой были известны давно, то
выглядит FV2, мягко говоря, необычно.
Машина по замыслу Toyota будет воспроизводить «взаимодействие, которое человек может ощущать между собой и своей лошадью». FV2 будет общаться с водителем, развивать с ним связь исходя из уровня доверия искусственного интеллекта к водителю. Кроме того, FV2 станет самостоятельно предлагать маршруты поездки.
Компания Subaru также показала две перспективные модели. Первой из них стал спортивный универсал Levorg — визуально модель напоминает уже существующий Subaru Outback, но с более агрессивными нотками в экстерьере. Машина предлагается с двумя двигателями — 1,6-литровым экономичным мотором и 300-сильным агрегатом объемом 2 л. Автомобиль традиционно оснащен системой симметричного полного привода Subaru.
Вторым автомобилем стал купе-универсал Subaru Cross Sport Design. Выполненный в необычном стиле shooting brake он, по существу, представляет собой модифицированное купе BRZ, но получившее заднюю часть универсала, а также большой клиренс и пластиковый обвес. Модель вряд ли имеет шансы попасть на конвейер — с ее помощью Subaru, скорее всего, «прощупывает» почву для новых экспериментов.