Не секрет, что российский авторынок медленно теряет достигнутые после кризиса позиции: за десять месяцев текущего года продажи новых автомобилей сократились на 7%.
Вместе с тем некоторые типы автомобилей продолжают пользоваться завидным спросом, который не только не сокращается, но и растет.
На условном «островке благополучия» расположились премиум-иномарки в духе BMW, Mercedes-Benz и Audi, а также кроссоверы, или «вседорожники». Их доля за минувший год выросла почти на 15% — на фоне семипроцентного сокращения всего рынка такой результат впечатляет.
В переводе с английского crossover — «пересечение» или «скрещивание». Такой автомобиль успешно воплощает такие черты внедорожников, как высокий клиренс и проходимость, вместе с вместимостью универсала и небольшой массой обыкновенной «легковушки». При этом традиционный универсал, скорее всего, окажется более вместительным, полноценный внедорожник — гораздо более применимым на бездорожье, а легковой хетчбэк сможет похвастаться более выигрышной динамикой и управляемостью.
С технической точки зрения кроссовер не является новым решением, как это произошло, например, с «четырехдверными купе», которые все же отличаются несколько иной дизайнерской концепцией. По существу, кроссоверы — это продукт маркетологов, напоминающий универсалы или хетчбэки, получившие увеличенный клиренс, а также опциональный полный привод. Кроме того, в настоящее время на таких машинах широко применяется обвес из неокрашенного пластика, указывающий на готовность машины к испытаниям на пересеченной местности. Многие покупатели по-прежнему не могут четко отличить кроссовер от внедорожника.
Наиболее успешным кроссовером на российском рынке является румынско-французский Renault Duster — за год спрос на модель вырос вдвое, с января по октябрь в России были проданы почти 70 тыс. «дастеров». Построенный на платформе Renault Logan, Duster появился в 2010 году и быстро стал популярным в Европе. Автомобиль имеет все шансы стать одним из самых массовых кроссоверов в мире, поскольку его крайне охотно покупают на рынках развивающихся стран.
Модель продается как в переднеприводном, так и в полноприводном вариантах, причем во втором случае за передачу крутящего момента на колеса отвечает система разработки Nissan. Стоимость машины в России начинается от 479 тыс. руб. за бензиновую версию и от 650 тыс. — за дизельную.
«Газета.Ru» решила вспомнить и рассмотреть несколько других автомобилей, внесших значительный вклад в формирование сегмента кроссоверов.
Как ни странно, первые автомобили, хоть и с натяжкой, но напоминающие современные кроссоверы, появились в СССР — до этого легковые кузова «ставили» на полноприводные базы преимущественно военных автомобилей в других странах, но такие машины едва ли можно назвать гражданскими, а тем более комфортабельными.
Объединить комфорт и проходимость на приемлемом уровне удалось в полноприводной модификации «Победы» середины 1950-х, созданной с помощью компонентов от военного внедорожника ГАЗ-69 и получившей название ГАЗ М-72.
От обычной «Победы» машина визуально отличается значительно возросшим на 15 см клиренсом, «зубастой» резиной с грунтозацепами, более уместной на донорском ГАЗ-69, и металлической шторкой на задней арке. Автомобиль производился мелкими сериями, общее количество собранных машин достигло 4,5 тыс. штук.
На машине остался двигатель от обыкновенной «Победы» мощностью 55 л.с., но мосты и коробка передач были от ГАЗ-69. Если проходимость и комфорт в машине присутствовали, то о динамике и управляемости речь не шла: разгон до «сотни» занимал у машины с высоким центром тяжести 46 сек, причем максимальная скорость составляла 110 км/ч.
Поскольку советское руководство не слишком жаловало потребительский автопром, идея не прижилась и дальнейшего развития не получила. Новое развитие концепции случилось уже в США.
Первым полноценным кроссовером в современной трактовке принято считать AMC Eagle 1980 года. Детище American Motors Corporation представляло собой легковую модель с системой полного привода от автомобилей марки Jeep, также входившей в состав AMC.
Причиной для разработки Eagle стали сокращающиеся продажи марки в 1970-е, в результате чего фирма решилась на эксперименты по «скрещиванию». Первые опыты вызывали недоумение руководства AMC, но позже конструкцию удалось довести до ума и машина пошла в серию.
Несмотря на обилие доступных исполнений, наибольшей популярностью пользовался именно универсал AMC Eagle, который заметно походил на современные кроссоверы: вместительный кузов, высокий клиренс и легковая управляемость. Машина выпускалась вплоть до 1987 года и пользовалась неплохой популярностью — по сути, машины с таким же набором потребительских качеств в США не продавал никто.
По мере развития концепция кроссоверов менялась. Первым компактным кроссовером — «паркетником», столь привычным на улицах крупных городов сегодня, стал автомобиль Toyota RAV4, выпущенный в 1996 году. Машина была построена на легковой платформе и не претендовала на славу внедорожника, чем активно отличалась от конкурентов.
Аббревиатура в названии автомобиля расшифровывается как Recreational active vehicle with 4-wheel drive, в переводе на русский — полноприводный автомобиль для любителей активного отдыха и развлечений.
Небольшой кроссовер произвел фурор, после чего конкуренты поспешили «ответить» Toyota, выпустив Honda CR-V и Subaru Forester, которые к настоящему моменту также стали весьма популярными моделями. Последующие поколения RAV4 прибавляли в размерах, и нынешняя, пятая по счету, инкарнация модели заметно превосходит в габаритах предшественника. Тем не менее своей популярности модель не растеряла — RAV4 остается одним из самых востребованных кроссоверов во всем мире.
Еще одно новое слово в жанре кроссоверов сказала компания BMW, выпустив в 1999 году модель X5. Автомобиль базировался на платформе легковой 5-Series. X5 стал первым исключительно асфальтовым кроссовером с ярко выраженным спортивным уклоном.
Доступный на момент выхода модели 340-сильный двигатель X5 делал машину наиболее мощным и динамичным предложением на рынке того времени. Похожим продуктом являлся Lexus RX, но этот автомобиль был построен на платформе Toyota Camry — куда менее спортивной, чем BMW 5-Series модели.
Первый X5 создавался с применением технологий фирмы Land Rover, принадлежавшей в то время компании BMW. В результате многие детали X5 совпадали с элементами Range Rover второго поколения, который оставался ближе к традиционным внедорожникам, нежели легковой и спортивный X5. В настоящее время X5 является одним из наиболее популярных и узнаваемых кроссоверов на рынке.