Российский рынок в октябре сократился еще на 8%: за месяц был продан 234 891 автомобиль, что на 19 539 меньше показателей октября минувшего года. Такие данные содержатся в ежемесячном отчете Ассоциации европейского бизнеса о продажах автомобилей в России.
Общегодовое сокращение рынка осталось на сентябрьском уровне и составило 7%. За десять месяцев текущего года было продано 2,281 млн машин.
По мнению главы Комитета автопроизводителей АЕБ и гендиректора Mazda Motor Rus Йорга Шрайбера, никаких характерных событий на рынке не происходит, но можно утверждать, что столь ожидаемое оздоровление в текущем году не случится.
«Основной тренд — слабые продажи — остается неизменным. Не видно как следов улучшения, так и следов дальнейшего ухудшения. По мере приближения конца года становится очевидным, что долгожданная стабилизация рынка вряд ли произойдет в 2013 году», — сказал Шрайбер.
Традиционным лидером рынка остается тольяттинский «АвтоВАЗ»: за десять месяцев компания реализовала 380 852 машины.
Таким же традиционным для последних месяцев остается и сокращение доли лидера на рынке: за год оно составило 15%, а в октябре стало особенно заметным: -20%, компания продала лишь 37 484 машины.
Пятерка лидеров также осталась неизменной: вслед за «АвтоВАЗом» расположились Renault, KIA, Hyundai и Chevrolet. Лучше всего укрепились позиции Renault: 155 081 машина и +12% за год. В октябре продажи марки скакнули на 23% — это самое заметное улучшение среди крупных игроков на рынке.
Hyundai и KIA остались примерно на одном уровне — +4 и +3% соответственно. Но продажи Chevrolet, наоборот, заметно сокращаются: 127 742 машины за год, что на 17% меньше показателей первых десяти месяцев минувшего года. В октябре продажи марки сократились на 13%.
Вторая пятерка лидеров рейтинга АЕБ продолжает тренд на сокращение продаж. VW, Toyota, Nissan, Ford и Skoda потеряли от 1 до 19% рынка в минувшие десять месяцев; меньше всего просели продажи Toyota (-1%), а больше всего — Ford (-19%). Американская компания намеренно сокращает выпуск популярного хетчбэка Focus в России, поскольку тот стремительно уступает по интересу у покупателей бюджетным кроссоверам. В связи с этим к запуску в производство в России готовится компактный вседорожник Ford EcoSport.
На десятом месте рейтинга расположились легкие коммерческие автомобили группы ГАЗ, которые по популярности вот-вот сравнятся с иномарками Ford и Skoda. Впрочем, за год российская марка потеряла 6% спроса: продано 68 367 машин.
Самые крупные показатели роста отмечены у китайских автопроизводителей.
Доля Geely, Lifan и Great Wall за год выросла на 60, 30 и 53% соответственно. Октябрь только улучшил показатели продаж этих компаний. Тем не менее доля этих фирм на российском рынке пока остается незначительной и колеблется на отметке 16–22 тыс. машин, проданных в первые десять месяцев года. Компания FAW продемонстрировала рост 946% за год, но компания с начала года продала лишь 3739 машин.
Традиционно хорошо обстоят дела у премиум-марок из Германии — этот сегмент не подвержен колебаниям рынка более доступных машин. За год продажи Mercedes-Benz, BMW и Audi выросли на 20, 13 и 6% соответственно. Количество проданных с начала года машин находится в одном диапазоне с наилучшим результатом у Mercedes-Benz (36 200 машин) и наиболее низким у Audi (30 097 машин).
Наибольшим спросом в России пользуется Lada Granta: за год продано 128 477 машин этой модели. В этот период рост популярности Granta составил 59%. Второе и третье места по-прежнему принадлежат Hyundai Solaris и KIA Rio — 85 757 и 67 678 проданных экземпляров соответственно.
На четвертом месте находится кроссовер Renault Duster, вплотную подкрадывающийся к позициям привычных лидеров Lada, Hyundai и KIA. Россияне купили 60 426 этих кроссоверов, причем по темпам роста модель обошла Lada Granta — 122%. Пятерку лидеров замыкает VW Polo — 53 386 машин, что на 2% больше результатов аналогичного периода в минувшем году.
По словам директора по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрея Горшкова, улучшение продаж в конце минувшего квартала позволило строить оптимистичные планы, но в октябре стало ясно, что ситуация не улучшится. «Забегая вперед, можно предположить, что и ноябрь будет аналогичным продолжением, во всяком случае, первая неделя месяца для дилеров прошла тяжело», — говорит Горшков.
Эксперт считает, что льготное кредитование не смогло значительно улучшить продажи. «Введение льготного кредитования сильно помогло отдельным брендам, но также не смогло изменить ситуацию кардинально, хотя нельзя преуменьшать значение этой меры. Доступные кредиты остаются одним из значительных факторов активности потребителей. Оставшиеся два месяца уже вряд ли смогут изменить текущий вектор, и, более того, объективных причин для этого нет.
Исключением смогут стать, как всегда, только новинки автоиндустрии: у них пока еще очень сильный иммунитет даже к рыночной ситуации», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
Схожей точки зрения придерживается руководитель кластера «Рольф Юго-Восток» Светлана Виноградова. «Неплохим октябрьским результатам есть объяснение: программа льготного кредитования смогла заинтересовать покупателей. Однако вау-эффекта мы не наблюдаем. По сравнению с прошлым годом объем продаж автомобилей в кредит вырос на 14–17 процентных пунктов», — рассказала Виноградова.
Эксперт отмечает важность кроссоверов для России. «Кроссоверы по-прежнему являются локомотивом российского авторынка, а Renault Duster — лидером продаж. Так, объем продаж кроссоверов за январь—октябрь 2013 года вырос на 14,7%, до 660 462 автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — приводит статистику специалист.
«По нашим прогнозам, новые иномарки по-прежнему будут тянуть российский авторынок — в отличие от отечественных брендов. Однако декабрьские продажи, которые всегда показывали отличные результаты благодаря предновогодним акциям, могут не оправдать ожиданий, поскольку скидки, характерные для декабря, начались уже в октябре», — считает Виноградова.
Независимый автоаналитик Иван Бончев полагает, что до конца года положительных изменений ожидать не стоит.
«Очередной месяц показывает, что тренд падения подтверждается, и, скорее всего, он продолжится. В следующем году, надеемся, будет небольшое увеличение, хотя ожидать его стоит только весной. Программа льготного кредитования все же должна сработать, как это произошло в кризисные годы», — заключил эксперт.