В Лас-Вегасе открылось шоу SEMA, проходящее ежегодно под эгидой Ассоциации производителей специального оборудования с 1967 года.
В последние годы шоу стало крупнейшим событием Лас-Вегаса, оттеснив на второй план прежнего лидера — выставку Consumer Electronics Show. В первый раз на шоу SEMA полвека назад экспонировались всего пять машин, а в текущем году их счет перешел отметку в 2 тыс.
Ключевые игроки американского рынка осознали важность SEMA Show в последние годы и стали тратить на свои стенды все больше ресурсов.
Постепенно шоу перестает напоминать вырвавшуюся из-под контроля программу «Тачка на прокачку» и начинает обретать серьезные черты автомобильной выставки.
Так, компания Ford стала лидером по количеству представленных машин — фирма привезла на шоу 57 автомобилей, больше, чем Ford показывает на европейских автосалонах. Другой американский автогигант, General Motors, оказался чуть скромнее и привез лишь около 15 машин. Chrysler представит в сумме 20 автомобилей, подготовленных спортивным подразделением Mopar.
Сами автопроизводители демонстрируют на SEMA Show как серийные «заряженные» версии, так и различные заводские опции и аксессуары, призванные выделить машину из толпы. Участвуют в экспозиции и тюнинг-ателье, которые зачастую демонстрируют абсолютно безумные версии серийных машин, чья мощность после манипуляций инженеров вырастает вдвое и даже больше.
Так, одной из первых премьер SEMA стало купе Hyundai Genesis от японского ателье Bisimoto Engineering. Находящийся под капотом машины V6 от другого Hyundai выдает невероятные 1022 лошадиные силы. Интересно, что автомобиль сохранил штатную трансмиссию, которая едва ли рассчитана на новую мощность сравнительно компактного спорткупе. Многие комплектующие, необходимые для создания 1000-сильного Genesis, пришлось изготавливать по заказу.
Стоит отметить, что на SEMA 2013 автомобили Hyundai пользуются заметной популярностью и постепенно вытесняют японские автомобили, с помощью которых и были заложены основы подобного тюнинга.
В американском интернете часто встречается выражение «Южная Корея — новая Япония», применимое к автопрому двух стран, а точнее, к широкому простору для модификации этих машин. Помимо нескольких версий Genesis на SEMA широко представлен хетчбэк Hyundai Veloster с необычным расположением дверей.
Законодатель тюнинга, японская марка Honda, представил на SEMA обновленное купе Civic и его «заряженную» версию Civic Si.
Модель получила новый аэродинамический обвес, измененную переднюю часть и доработанный двигатель, чья отдача возросла незначительно — всего на 5 л.с. — и достигла 205 л.с. Полноценная премьера новой Honda состоится в конце ноября на автосалоне в Лос-Анджелесе.
Помимо Civic Si, представленного непосредственно Honda, внимания на SEMA заслужил еще один автомобиль этой марки. Уже упомянутые тюнеры из Bisimoto Engineering доработали вполне семейный минивэн Honda Odyssey.
Автомобиль получил минимизированный клиренс, специальные 20-дюймовые легкосплавные диски, массу стикеров на заднем стекле и багажник-контейнер на крыше — видимо, чтобы попытаться убедить зрителей в семейном характере машины.
Под капотом минивэна скрывается турбированный V6 мощностью еще больше, чем у Hyundai Genesis, «обработанного» инженерами из Bisimoto, — 1068 л.с. Практического смысла у таких доработок немного, но внимание модифицированный Odyssey получил немало.
Еще один японский пионер тюнинга, компания Toyota, привез в Лас-Вегас специальную версию своего внедорожника FJ Cruiser Trial Teams Ultimate Edition. Редкая модификация машины приурочена к ее снятию с конвейера — некогда популярный внедорожник прекратят выпускать в следующем году.
«Последний» FJ Cruiser получит внедорожные доработки — подвеска увеличенного хода, дополнительная защита агрегатов, специальная резина BF Goodrich. Визуально автомобиль модифицируют таким образом, что он будет напоминать легендарный Land Cruiser FJ40, ставший первой моделью в линейке Land Cruiser и послуживший источником вдохновения для FJ Cruiser. Специальную версию выпустят в количестве 2,5 тыс. штук.
Еще один автомобиль от Toyota нельзя было обойти вниманием — компания представила на шоу раллийную версию бизнес-седана Camry, чей имидж прочно ассоциируется с надежностью и практичностью, но спортивных черт автомобиль лишен начисто.
Базовый 260-сильный V6 Camry получил в специальной версии турбонагнетатель, но сохранил передний привод и автоматическую трансмиссию. Если с передачей крутящего момента на переднюю ось смириться можно легко, то наличие АКПП в «раллийной» версии машины по меньшей мере вызывает недоумение — в настоящем спорте «автоматы» ни к чему.
Визуально машина получила аэродинамический обвес и залицованные ручки задних дверей. Снаружи виден мощный каркас безопасности, но Camry вряд ли когда-нибудь покинет стенд в поисках гоночной славы, поэтому такое решение все же воспринимается как декорация.
Chrysler отошел от традиций и продемонстрировал на SEMA вместо очередной внедорожной версии Jeep Wrangler модифицированный нового поколения, вокруг дизайна которого идут ожесточенные споры.
Версия Cherokee Trailhawk получила необычную коричневую окраску кузова с нанесенным на капот фрагментом карты. Вероятно, такой шаг призван подчеркнуть готовность автомобиля к внедорожным приключениям. С той же целью машина оснащена оранжевыми буксировочными «ушами» и массивным багажником на крыше. Образ Trailhawk завершается колесами увеличенного диаметра, «обутыми» во внедорожную резину.
Смелым шагом стала доработка Ferrari 458, выполненная ателье Liberty Walk. Среднемоторный гоночный автомобиль не получил значительных доработок силового агрегата — в этом нет явной нужды. Зато модификациям подвергся экстерьер спорткара.
Некоторые считают тюнинг итальянских суперкаров чуть ли не ересью — якобы это вмешательство в и без того идеальные автомобили.
В японском ателье Libery Walk специализируются именно на итальянских суперкарах, поэтому таких сомнений в этой фирме явно не испытывают: Ferrari 458, доработанный Liberty Walk, получил широкий аэродинамический обвес, антикрыло и новые передний и задний диффузоры.
Кроме того, на машину поставили разноширокие колеса — на задней оси покрышки оказались шире. Из-за смелости эксперимента над Ferrari проект Liberty Walk привлек к себе немало внимания на SEMA.
На SEMA 2013 отличилось и ателье Icon, известное своими версиями культовых американских внедорожников и пикапов. По существу, компания отыскивает кузов требуемого автомобиля, полностью воссоздает его до состояния нового и устанавливает на машину абсолютно современную «начинку».
Так произошло и с пикапом Chevrolet середины XX века, который после реставрации стал называться Icon Ultimate Thriftmaster. В Icon на машину поставили 5,3-литровый мотор с механическим нагнетателем, выдающий около 440 л.с. Пикап сохранил привод на задние колеса.
Вместо мостов-балок автомобиль получил многорычажную подвеску сзади и независимую подвеску спереди. Получившийся автомобиль повторил успех показанного годом ранее Icon D200 и вызвал сильный интерес у публики — не так много компаний решаются «пересмотреть» классику на современный лад.