Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Платная парковка превращается в способ заработать больше денег»

Эксперт «Газеты.Ru» оценил качество работы главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова

Вслед за онлайн-интервью главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова и повышением цен на платную парковку в городе «Газета.Ru» решила узнать альтернативное мнение о самых заметных и скандальных инициативах чиновника. Своим видением транспортной ситуации в Москве и о жизни внутри департамента за пределами сообщений СМИ поделился глава Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский.

Почему повысили тарифы на платные парковки?

— Департамент транспорта объявил о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца. И одновременно всех шокировал заявлением о росте тарифов за час парковки с 50 до 80 рублей. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Я за расширение парковочной зоны. Но вызывает недоумение новая цена. Откуда она взялась, как была сформирована? Формула цены совершенно не обоснована. Более того, еще не решены многие проблемы платных парковок. Например, появилось очень много «черных парковщиков». Например, Брюсов переулок возле мэрии выгорожен стационарными столбиками, которые отделяют платную парковку. На эти места действует пропускной режим, хотя эта дорога общего пользования. Почему с этими элементарными фактами никто не хочет разбираться? Еще одна проблема — эвакуация. Ее ввели, но убирают те машины, которые никому не мешают. Пока не решены все эти вопросы, власти просто не имеют права повышать цены за услугу, которую не могут нормально организовать.

И я очень хочу предостеречь власти. Я слышал, что много кто говорил, что люди потерпят, перебесятся и все. В Бирюлеве точно так же было: все терпели-терпели, а потом однажды взорвалось.

Проблема будет нарастать. Тем более скоро выборы в Мосгордуму. Почему не спрашивают местных жителей, почему не консультируются с экспертами? Просто решили поднять цены на 60%. Почему не на 120%? Это переходит в разряд не борьбы с пробками, а просто желания больше заработать денег. А этого очень не хочется.

— Насколько заполняема платная парковка сейчас на Бульварном кольце?

— По-разному. В некоторых местах на 30%, есть и под 90%. Много парковочных мест занято автомобилями, которые не платят за парковку.

— Что вы имеете в виду?

— Почему-то перестали приходить штрафы. Был у меня случай, когда я забыл просто заплатить, а штраф не пришел. Пару раз у друзей такие ситуации были. И люди стали возвращаться на те места, где раньше с удовольствием парковались бесплатно. Поэтому сложно говорить о наполняемости места. И второй важный момент. Он связан с неэффективной разметкой парковочного пространства. Я как человек, занимающейся организацией движения, вижу, что идет размечивание по старым ГОСТам.

— В чем именно заключается неэффективность?

— Размер парковки 7,5 х 2,5 метра, и это чуть ли не в полтора раза больше, чем европейское парковочное место. Отсюда город начинает терять количество парковочных мест, а вслед за этим получает недовольство людей, когда мы видим, что на одно такое место можно реально впихнуть две машины. Или когда в соответствии с ГОСТами на участке нельзя разместить парковку, но в соответствии со здравым смыслом можно. Например, в каких-то небольших переулках можно было сделать одностороннее движение. Это дало бы возможность сделать разметку с обеих сторон проезжей части, и, тем самым, парковочных мест было бы больше. Но об этом никто не подумал, потому что проектировщикам это не надо было, они там не живут. А в итоге важные социальные объекты остались просто без парковок. Например, в Кадашах школа есть, куда детей свозят из многих районов, и там фактически даже остановиться нельзя, знаками все завешали. А как детей привезти или забрать? Люди готовы оплачивать, но этой возможности нет.

Я Ликсутову постоянно об этом говорю, он это понимает, обещает исправить. Но это скорее отдельный недостаток, который можно и нужно исправить. В целом платные парковки, конечно, удачный проект.

— Но к ним есть и другие претензии. Люди обращали внимание и на высокую цену, и невозможность заплатить наличными…

— Я пользуюсь мобильным приложением. И на мой взгляд, это идеальный способ оплаты и продления парковки. Это очень удобно, когда, сидя в офисе, можно легко и быстро продлить себе парковку на какое угодно время. Что касается наличности (наличными нельзя оплатить парковку. — «Газета.Ru»), это было такое политическое решение. Я не вижу здесь очень серьезной проблемы.

— То есть тем, кто возмущается невозможностью платить наличными, надо просто попробовать другие способы?

— Да, это вопрос привыкания. Но тут, правда, встает вопрос о туристах, которые никаких мобильных приложений, конечно, скачивать не будут. Это слишком долго, муторно. Для них нужно какой-то найти способ попроще. Какая-нибудь парковочная карта, чтобы ее можно было без проблем купить где-то. Она, в принципе, и так существует, но в реальности я ее еще не встречал.

— А что скажете насчет того, что платная парковка действует ночью. Это тоже далеко не всем понятно.

— Да, это действительно странно. Мне кажется, нигде в мире, разве что кроме сверхжесткого к автомобилистам Сингапура, нет платной парковки ночью. Здесь тоже вопрос, наверное, политический. Надо было ее изначально сделать бесплатной, а если бы что-то не сработало, не понравилось, ну ввели бы плату. Но с точки зрения администрирования, конечно, намного проще все сразу сделать платным. В общем, решение неоднозначное, и можно было бы обсудить его сначала публично.

— Введение абонементов для местных жителей — правильный ход?

— Да, но 3000 в год за такой абонемент — это слишком мало. Я бы поднял до 12 тыс. рублей. Это тысяча рублей в месяц. Я считаю, что это было бы более чем достаточно.

— Как относитесь к расширению зоны платной парковки до пределов Садового кольца?

— Очевидно, что зону нужно расширять.

«Оплата услуг эвакуации не может быть огромной»

— Еще одна громкая инициатива последнего времени — это платная эвакуация. Как вы в целом оцениваете реализацию этого проекта?

— Я сам пока видел только два эпизода этой эвакуации. На Большой Серпуховской улице убирали машины, которые а) никому не мешают, б) стоят под знаком «Остановка запрещена», там, где этот знак совершенно не нужен. Поэтому, конечно, я был возмущен дико, я писал об этом Ликсутову. Он недавно уже уволил главу ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игоря Кузнецова, который отвечал за этот проект.

— В самом ГКУ утверждали, что Кузнецову сделали хорошее предложение и он ушел сам…

— Его уволили. Никто не знает, по какой причине Ликсутов это сделал. У Кузнецова были большие перспективы, желание работать. Не знаю, чем он был недоволен, но для всех это было очень неожиданно. Теперь будет новая политика в этой области. Какая? Посмотрим (Максим Ликсутов на это заявил «Газете.Ru», что Кузнецов ушел по собственному желанию. — «Газета.Ru»).

— Ну а что бы вы сами поправили?

— Надо убирать только те машины, которые действительно нужно эвакуировать. Я считаю, что перед вводом платной эвакуации надо было пересмотреть вообще всю систему организации движения в городе, убрать лишние знаки. Если вешать, то нужно объяснять, почему здесь нужен знак . В общем, надо больше разговаривать с людьми. Это как раз задача не самого Ликсутова, а его подчиненных.

— А что знаете о новом начальнике ГКУ «АМПП» Александре Гривняке?

— Немного. Он бывший вице-губернатор Мурманской области. Потом возглавил представительство Мурманской области в Москве, а затем перешел сюда. Я о нем мало знаю, но насколько можно судить по его биографии, для него эта работа будет не по профилю.

— Вернемся к платной эвакуации. Многие отмечают, что ее стоимость завышена и является своего рода наказанием. Вы верите, что реальная цель этого проекта — облегчить жизнь автомобилистов, очищая проблемные места, а не выжить машины из центра города?

— Эвакуация — это мера принуждения к выполнению определенных норм. Она не должна быть наказанием для водителя, это не штраф. Поэтому оплата услуг эвакуации не может быть огромной. Нельзя ее делать в два раза дороже, чем сам штраф. И 5–7 тыс. рублей — это необъяснимо много. Департамент транспорта говорит, что это просто необходимо, для того чтобы отбить стоимость эвакуаторов. Они очень дорогие, потому что с хорошими манипуляторами, которые могут машину вытаскивать из второго ряда, боком стоящую, на газоне, как угодно. В принципе, это как раз то, что нужно. Если они и правда это могут, то, наверное, цену еще как-то можно принять, хотя все равно дорого. «Отбить» стоимость эвакуаторов можно и при более низкой цене. У нас нарушают столько, что их можно окупить очень быстро.

— Помимо высокой цены самой эвакуации стоимость хранения эвакуированного автомобиля также у многих вызывает вопросы. 1000 рублей в сутки не перебор?

— Тысяча рублей в сутки на штрафстоянке — это просто фантастика. Я плачу в Бирюлеве за свою стоянку 150 рублей в сутки, и это уже дорого.

Хорошо, прибавим столько же за охрану, ответственное хранение этого автомобиля. Ну, 300 рублей в сутки. Но не 1000. Вот это уже чистое зарабатывание денег. Поэтому я считаю, что те тарифы, которые Игорь Кузнецов как-то рассчитывал, это перебор. Во всяком случае, их никто не обсуждал, общественности никто не рассказывал формулу их образования.

— А как вам градация стоимости эвакуации в зависимости от объема двигателя?

— Получается, что это просто налог на роскошь. У кого больше лошадей — тот и богаче. Вот из-за таких мелочей все это и выглядят как попытка заработать.

«Политика выделенных полос абсолютно провальна»

— В последнее время московские власти уделяют много внимания общественному транспорту. У нас в редакции Максим Ликсутов рассказывал о новых автобусах, новой маршрутной сети, выделенных полосах. Как бы вы охарактеризовали политику столичных властей в этой области?

— Да, действия в целом правильные, там вопрос в деталях, как всегда. Я считаю абсолютно успешной карту «Тройка». Это просто не бросается в глаза, но произошла революция в плане финансовых взаимоотношений между метрополитеном, наземным транспортом, и сейчас еще электрички туда подключат. Это действительно новые удобства. Я знаю людей, которые стали пользоваться автобусом, потому что у них появилась единая карта. То есть у них уже есть билет на автобус, а раньше такого билета не было. В итоге у нас впервые за два года растет количество людей, пользующихся общественным транспортом. Хотя в последние 15 лет их число уменьшалось.

— А выделенные полосы?

— Политику выделенных полос я считаю абсолютно провальной. Потому что ею никто не занимался. Никто не смотрел, где эти полосы реально нужны.

— То есть их вводили наобум? Неужели не было никаких исследований, к примеру, как изменится трафик?

— Нет, абсолютно никаких. Две трети из них — это «лужковские» полосы, которые проектировались еще при прежнем мэре. И они были введены по принципу «давайте найдем свободный кусок дороги, который мы расчертим». Причем кусок этот, полосу, заберут у других. В некоторых местах можно было бы, к примеру, «поиграть» с шириной этих полос, выгадать дополнительные съезды какие-то. Но поскольку задачи не стояло такой… Задача стояла сделать, как в Париже, 300 километров этих полос. Да пусть лучше будет 100 километров, но удобных, чтобы не вызывали коллапса, который вызвали, к примеру, на Волоколамке.

По сути, там просто сделали транспортный беспредел.

Причем я знаю, что и префектура, и «Мосгортранс» уже и не против снять эту полосу, потому что они все движение убили. И самое главное, тот же общественный транспорт, прежде чем попасть на выделенную полосу, теперь там стоит в пробках, чтобы до нее доехать.

— То есть получается, что стало только хуже…

— Да там эффект никто и просчитать не может. Никто не говорит, что вот здесь у нас по маршруту ездило столько-то людей до введения, столько-то после. Все называют какие-то мифические цифры, вот у нас на 30% что-то увеличилось. Что такое 30%? Назовите вот в этих показателях, в этих. А сколько из них автомобилистов, а как удобства? Как изменилось, где ухудшилось.? Ведь ухудшилось же. Ну и сколько людей потеряло, сколько приобрело. Люди же безумно недовольны. Все готовы убрать эту полосу, а вот департамент транспорта категорически не хочет.

— Почему?

— Тут вопрос политический, чтобы ни метра выделенной полосы не снять.

— Боятся, что если дадут слабину, то насядут и придется снимать и в других местах?

— Да, хотя в этом ничего такого страшного. Сняли километровый кусочек «выделенки» на звенигородской эстакаде. Мы очень долго боролись за это. Сняли и в итоге поехали все быстрее — и общественный транспорт, и личный транспорт. То есть просто сняли проблему.

— Сейчас на многих крупных магистралях появляются новые светофоры. При этом на некоторых трассах идет ремонт и все это вместе создает серьезные проблемы. Правильно ли это?

— Вообще, светофоры нужны. Их, в принципе, в городе должно быть в 2–3 раза больше, чем сейчас. Это делает движение более упорядоченным. Но они не должны появляться на шоссе, где-нибудь в «бутылочном горлышке», это, конечно, вызывает дикие коллапсы. Их нужно больше делать в спальных районах. Проблема в том, что мы и светофоры ставим не так, как нужно, регулировать их не научились еще, и оперативно не умеем решать эти проблемы. У нас огромная бюрократия даже здесь.

Если вы сегодня обратитесь к тому же Ликсутову, скажете, давайте поставим здесь светофор, по сути, по закону это требует два года.

Потому что сначала надо объявить конкурс на проектирование, посчитать, запроектировать, согласовать. Потом объявить конкурс на строительство, это еще год. В общем, все очень долго.

Четверка для Ликсутова

— Какие бы еще отметили крупные проекты властей в транспортной области?

— Очень активно строится Малое кольцо Московской железнодорожной дороги. Хотя пока трудно судить, насколько оно будет удобно и популярно.

— Но сама идея его развития правильная?

— Да, но только если все будет так, как планировалось, что поезда будут ходить каждые пять минут. Тогда это будет востребовано. Может быть не сразу, но люди привыкнут. Хотя это не снимает неудобств некоторых станций, которые, к сожалению, там делают. Ну, не суть. Надо больше уделять внимания наземному транспорту. Потому что его легче разворачивать, чем подземный. И он перевозит пассажиров очень приличное количество за меньшие деньги.

— Давайте подытожим. Ликсутов работает почти два года. Как бы вы в целом охарактеризовали его работу, насколько она успешна?

— Если говорить в целом, то я бы поставил ему твердую четверку.

Это очень хороший показатель на самом деле. Не хочу пятерку ставить, потому что будут обвинения в необъективности. Остается много проблем. Но я думаю, что это очень хорошая оценка, которую многие заместители мэра не заслуживают. Потому что это молодой профессиональный специалист, который готов слушать чужие мнения, готов принимать решения, нести за них ответственность, — это очень важно. Собянин сказал, что для него одно из двух самых сложных решений было введение платной парковки в пределах Бульварного кольца. То есть это морально просто было сложно. И Ликсутов уговорил его это сделать.

Новости и материалы
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Москвичам рассказали о погоде в пятницу
Осужденная по делу «Зимней вишни» просит о досрочном освобождении
Над российскими регионами за ночь сбили более 20 украинских беспилотников
В США заявили о панике в Киеве по одной причине
Стоимость биткоина снова обновила исторический максимум
В Раде рассказали, как Зеленский превратил солдат ВСУ в рабов
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в юани
Врач объяснила, когда начинать беспокоиться, если ребенок часто болеет
Россияне стали вдвое чаще жаловаться на блокировку счета из-за включения в базу ЦБ
В Британии недовольны огромными расходами на коронацию Карла III
ВСУ перебросили в курское приграничье элитный спецбатальон БПЛА «Птицы Мадьяра»
Все новости