Российские страховщики обсуждают возможность использования тахографов при упрощенном оформлении ДТП, также известном как Европротокол.
По мнению главы Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина, готовящиеся изменения в законе об ОСАГО могут спровоцировать всплеск мошенничества при оформлении мелких аварий без вызова ГИБДД.
В рамках обсуждаемых в Госдуме поправок лимит выплат по Европротоколу предлагается повысить с нынешних 25 тыс. рублей до 400 тыс. рублей в Москве, Подмосковье, а также Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В остальных регионах планку могут поднять до 50 тыс. рублей.
Оформление по Европротоколу возможно лишь в том случае, если в ДТП попали две машины, а ущерб был причинен только имуществу. Оба водителя обязаны быть застрахованы по ОСАГО и не иметь разногласий относительно происшедшего — в противном случае разбираться будет ГИБДД.
«Расширение возможностей по применению Европротокола, с одной стороны, должно значительно сократить количество пробок, возникающих из-за незначительных ДТП. Однако, с другой стороны, введение безлимитного Европротокола может привести к страховому мошенничеству», — сказал Павел Бунин радиостанции «Маяк».
По мнению Бунина, использование Европротокола должно быть допустимо лишь в том случае, когда попавшие в ДТП автомобили оборудованы приборами, способными записывать обстоятельства аварии:
навигационными системами слежения, устройствами фото- и видеофиксации или тахографами — устройствами, с помощью которых можно зарегистрировать маршрут, пробег, скорость движения, а также периоды отдыха и работы водителя.
Стоимость покупки и установки такого устройства варьируется от 15 тыс. до 50 тыс. рублей.
Бунин напомнил, что по существующему законодательству коммерческие перевозчики уже обязаны оснащать свои автомобили тахографами. «На сегодняшний день, согласно требованиям регламента о безопасности колесных транспортных средств, все коммерческие перевозчики в любом случае обязаны оборудовать свои транспортные средства приборами, контролирующими маршрут движения транспортного средства. При этом современные цифровые тахографы обладают всеми необходимыми возможностями для подтверждения факта дорожно-транспортного происшествия при оформлении аварии по упрощенной схеме», — говорит Бунин.
По заявлению главы РСА, тахографы способны вести постоянный учет географических координат автомобиля вместе со скоростью его движения и рядом других характеристик. Кроме того, устройства могут фиксировать факт экстренного торможения или столкновения. Информацию о пяти последних аварийных событиях тахограф способен хранить в течение 60 дней, причем скорректировать эти данные извне никак нельзя. Распечатки сохраненных устройством данных можно использовать в суде или страховой компании, причем факт копирования этой информации тоже фиксируется тахографом.
По данным РСА, в четырех регионах, где планируется повысить лимит по Европротоколу, насчитывается около 10 млн машин, которые выиграют от этих нововведений. Таким образом, прибыль от продажи этих устройств может исчисляться миллиардами.
«В большинстве случаев тахограф необходим в ситуациях скоростного контроля, но в использовании тахографа простыми гражданами никакой необходимости нет, — рассказал «Газете.Ru» эксперт в сфере страхования Антон Басин. — Это бессмысленно. Даже с доказательной базой видеорегистраторов при использовании в суде возникают вопросы, а с тахографами будет еще сложнее».
По словам эксперта, даже в Европе тахографы не распространены на транспорте частных лиц. «В отношении грузового транспорта, особенно международного, это давно является обязательством.
Для транспортных средств, занимающихся коммерческими перевозками, это важно — речь идет о пассажирах и грузах. Но для гражданских автомобилей это исключительно лоббирование чьих-то интересов», — считает Басин.
«Если возникает какой-то судебный спор относительно скоростных режимов при ДТП, то это совершенно спокойно устанавливается путем автотехнической и трасологической экспертизы. Если приходится смотреть «по следам», то и для этого существуют свои методики: всю механику ДТП в 95% случаев могут установить эксперты», — заключил специалист.
В настоящее время готовится к рассмотрению второй пакет нашумевших поправок к закону об ОСАГО, который включает множество нововведений. Среди самых главных изменений оказались единая методика определения ущерба, распространение закона «О защите прав потребителей» на сферу ОСАГО, а также продление срока действия полиса до пяти лет. Впервые серьезно обсуждается перспектива введения ценового коридора на ОСАГО, который узаконит ценовую конкуренцию между страховщиками, — в настоящее время цена полиса определяется исходя из средней стоимости. В случае утверждения изменений будет установлена максимальная и минимальная цена на услуги ОСАГО.