Агентство «Автостат» опубликовало отчет о продажах машин на российском вторичном рынке. За первые девять месяцев текущего года было продано 4,019 млн автомобилей, что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Лидером российского вторичного рынка остаются модели Lada, но их продажи в текущем году сократились на 7%. Среди отдельных моделей наибольшую популярность сохраняет «классическая» Lada-2107, снятая с производства еще в апреле 2012 года – более полутора лет назад. За девять месяцев на вторичном рынке было продано 164,8 тыс «семерок» – на 7,3% меньше, чем годом ранее.
Lada-2107 сохраняет заметный отрыв от занимающей второе место Lada-2110, также снятой с производства, причем еще раньше – в 2007 году.
Подержанных «десяток» купили в период с января по сентябрь 136,2 тыс штук. Впрочем, спрос на модель за год упал на 13,9%. На третьем и четвертом местах оказались Lada-2114 (128,5 тыс.) и Lada-2109 (109 тыс.). «Четырнадцатая» стала популярнее на 0,6%, тогда как «девятка» потеряла 16,1% спроса.
На пятом месте оказалась первая из двух попавших в десятку иномарок – Toyota Corolla. За девять месяцев их было приобретено 99,5 тыс. – на 1,4% больше, чем годом ранее. Удивляться здесь нечему – Corolla за свою почти полувековую историю стала самым популярным автомобилем в мире: совокупный объем продаж этой модели приблизился к 40 млн штук. Не исключено, что месту в «топе» вторичного рынка Corolla обязана сохраняющемуся спросу на версии 1980-х и 1990-х годов.
Во вторую пятерку самых популярных на вторичном рынке России машин вошли еще несколько устаревших моделей «АвтоВАЗ»: Lada-2106 (не выпускается с 2006 года), Lada-21099 (не выпускается с 2004 года), Lada 112 (не выпускается с 2008 года) и Lada 2115 (не выпускается с 2012 года). На десятом месте оказался Ford Focus, но модель также насчитывает несколько поколений, в том числе достаточно старых – машина выпускается с 1998 года.
С 10 по 15 места расположились некоторые модели иномарок, традиционно популярные в России — например, Daewoo Nexia (52,2 тыс.), Volkswagen Passat (51,2 тыс.) и Opel Astra (40 тыс.). «ГАЗ-3110», последняя «Волга» собственной конструкции нижегородского завода, оказалась на 18-м месте с результатом 42,4 тыс проданных экземпляров. Популярность автомобиля снизилась на 15,2%.
Наиболее заметный рост популярности на вторичном рынке зафиксирован у седана Lada Priora (12-е место, +19,5%), хетчбэка этой же модели (25-е место, +26,9% машин) и Renault Logan (16-е место, +17,3%). Больше всего позиций потеряли уже упомянутые Lada-2109 (4-е место, -16,1%) и «ГАЗ-3110» (19-е место, -15,2%).
В «топ-10» самых популярных брендов в России, помимо находящейся на первом месте Lada, вошли, в порядке убывания, Toyota, Nissan, Ford, Chevrolet, Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi, Honda и Renault.
В начале 2013 года специалисты агентства «Автостат» подсчитали, что средний возраст иномарок в России колеблется возле отметки в девять лет, тогда как для отечественных моделей этот показатель достигает 14,9 лет.
Наиболее «молодыми» в России оказались автомобили марки KIA – их возраст в среднем составляет 3,5 года. Далее расположился бренд Chevrolet с результатом 3,9 года. Самыми «старыми» в России оказались марки Volkswagen (10,4 года), Opel (10,7) и Toyota (12,3). Среди отечественных брендов наиболее возрастными оказались автомобили «Москвич» — 25,4 года в среднем.
Независимый автомобильный аналитик Иван Бончев считает, что доминирующее положение «Лад» на вторичном рынке связано с протекционистскими мерами государства.
«Это прежде всего связано с тем, что импорт подержанных авто практически полностью сошел на нет – есть заградительные пошлины, и это попросту невыгодно.
Поэтому на рынке циркулируют такие старые модели», — считает эксперт.
«Новые автомобили, которые начали активно продаваться около пяти лет назад, за вычетом периода кризиса, попадут на вторичный рынок совсем скоро – в ближайшие год-два расклад должен сильно измениться. Культура замены автомобиля в России не настолько развита, как в других странах – там машины меняют в среднем раз в три-пять лет», — рассказал Бончев.