Плод испано-германской селекции SEAT Altea Freetrack сложно отнести к какому-то одному сегменту. До «кроссоверизации» это был семейный компактвэн с моноприводом, однако в SEAT, вероятно, решили дополнить линейку своих автомобилей «вседорожной» машиной, не создавая при этом отдельной модели.
Получившаяся модификация компактвэна получила приставку Freetrack, двухсотсильный мотор группы Volkswagen 2.0 TSI и подключаемый автоматически с помощью муфты Haldex полный привод.
Для визуального отличия Freetrack от обычной Altea машине увеличили клиренс (до 185 мм) и добавили обвес из неокрашенного серого пластика, который подчеркивает готовность машины к внедорожным трудностям.
Появившийся в 2004 году компактвэн Altea был построен на платформе VW Platform A5, также использованной в Volkswagen Golf пятого поколения. Автомобиль стал предвестником новой дизайнерской концепции SEAT, которая использовалась на автомобилях марки еще в течение нескольких лет. Вполне возможно, что именно необычный экстерьер испанского автомобиля вызывал неоднозначную реакцию российских потребителей — у себя на родине современники Altea из модельного ряда SEAT встречаются повсеместно. Вполне возможно, что вид автомобилей SEAT наводит испанцев на мысли о творениях архитектора Антонио Гауди — что-то общее определенно есть.
Фактическим дизайнером Altea является Уолтер Де Сильва, также создавший ряд других, более консервативных автомобильных экстерьеров — Alfa Romeo 156, VW Golf шестого поколения и множество моделей Audi, в том числе суперкар R8.
На вид по Altea Freetrack и не подумаешь, что под капотом машины находится тяговитый и всесторонне приятный турбомотор 2.0 TSI от «заряженного» Volkswagen Golf GTi. Этот двигатель повсеместно использовался VW Group в различных «горячих» версиях хетчбэков концерна, таких как Skoda Octavia RS или испанский же SEAT Leon FR. Увидеть такой мотор на семейном компактвэне было по меньшей мере неожиданно.
Тем не менее мотор наделяет довольно грузный с виду SEAT впечатляющей прытью — с единственно возможной трансмиссией, шестиступенчатым «роботом» DSG, машина разгоняется до «сотни» за 7,6 секунды. Светофорные гонки по пути из «ИКЕИ»? Пожалуйста!
Несмотря на крупные габариты, внутри автомобиля нет захватывающего дух простора — места достаточно, но явных излишков пространства нет. Задние сиденья складываются в ровный пол, что позволяет грузить объемные вещи или вовсе спать в спальных мешках двум взрослым людям, но даже с задействованным вторым рядом сидений в багажнике остается около 500 л свободного пространства.
Салонный пластик совсем не пугает, как это часто бывает в ценовом сегменте Altea. Более того, ввиду того, что Freetrack — «топовое» исполнение Altea, в салоне автомобиля много перфорированной кожи, в частности на руле и вполне себе спортивных передних сиденьях с заметной боковой поддержкой. Впрочем, сиденья в длительных поездках оказались не совсем удобными — периодически хочется остановиться и размяться, но не исключено, что это дело привычки или детальной настройки рабочего места водителя.
Отдельно радует ручка селектора КПП — в автомобилях VW Group они все чаще обрамлены кожухом, как на обыкновенной «механике», — такое решение периодически заставляет забывать, что ездишь на роботизированной «коробке». Впрочем, в ручном режиме ступени все равно переключаются с помощью подрулевых «лепестков» — вполне стандартное решение.
Altea Freetrack еще больше заставляет задуматься о том, к какому сегменту лучше отнести машину, когда начинаешь испытывать четкость реакции машины на повороты руля — 1,7-тонный компактвэн «рулится» почти как ловкий «хот-хетч»! Но именно «почти», поскольку лихачить на такой машине попросту не тянет — попробовал, и хватит. Все равно ездить будете с семьей и вещами.
Наличие неокрашенного обвеса на Altea Freetrack может сподвигнуть владельца на внедорожные подвиги, но лучше от этого воздержаться.
Клиренс машины и муфта Haldex четвертого поколения позволяют компактвэну «выползти» из неглубоких ям и грязной жижи или снега, но легковая конструкция подвески с короткими ходами не позволит автомобилю преодолевать серьезные преграды. Вряд ли кто-то решит штурмовать непаханую целину на такой машине, но для поездок на дачу в непогоду или форсирование городских сугробов внедорожного «запаса» Altea Freetrack должно хватить.
И самое приятное — Altea Freetrack является автомобилем совсем не новым на рынке, и сейчас такую машину в России можно купить за 1,189 млн рублей. Даже аналогичные продукты от VW Group, например Skoda Octavia Scout, обойдутся на несколько сот тысяч рублей дороже, хотя чешский универсал оснащен более скромным мотором. Тем не менее в России почему-то не сметают Altea Freetrack, возможно, причиной тому малая популярность марки и спорный дизайн автомобиля — более новые SEAT выглядят экстравагантно, но более привычно с точки зрения общепринятого дизайна.
С другой стороны, почему бы не выделиться из толпы? Дизайн SEAT середины 2000-х сейчас можно считать почти эксклюзивным и изысканным хотя бы потому, что российский рынок не успел пресытиться такими автомобилями. «Обыкновенные» кроссоверы с приевшимся внешним видом разлетаются на российском рынке как горячие пирожки, а Altea Freetrack обладает всеми их характеристиками, но более выгодной ценой, за которой, ко всему прочему, скрываются инженерные достижения Volkswagen. Пока речь о смене поколений Altea Freetrack не идет, и машину можно спокойно купить, не опасаясь того, что модель сама по себе не слишком нова.