Квадроциклы в России традиционно воспринимают как некий объект для развлечений обеспеченных подростков и их родителей за городом. Наверняка почти все видели каких-нибудь тинейджеров, которые с воплями неслись на железных конях по непаханому полю, или суровых мужчин, с удочками наперевес газующих по направлению к близлежащему лесу.
Иллюзии сразу улетучивались, как только люди видели ценник на такую технику: настоящий ATV, или all-terrain vehicle, как называют за рубежом квадроциклы, стоит куда больше соседского жужжащего мопеда, хотя для восприятия большинства на глаз существенной разницы нет.
По сути, квадроциклы сложнее в плане конструкции, чем мотоциклетная техника, — сказывается наличие полного привода.
Предназначение квадроциклов — неоднозначная тема для обсуждения. Эта техника действительно чаще используется для отдыха на лоне дикой природы, в особенности среди любителей рыбалки и охоты. Но есть и такие люди, чья профессиональная деятельность требует наличия ATV под рукой, например егери.
Одним из законодателей жанра техники ATV является канадская фирма Bombardier Recreational Products (BRP), с чьей продукцией нам и посчастливилось познакомиться. Тест-драйв должен был состояться на специализированной трассе в Подмосковье.
С учетом того, что в течение трех недель перед заветной датой лил дождь (который не прекратился и утром в день тест-драйва), мероприятие обещало быть весьма интересным, а главное — приближенным к реальной ситуации, когда нужно куда-то ехать, а дороги к этому месту не предусмотрено.
С этой проблемой жители нашей страны сталкиваются особенно часто, поэтому концепцию ATV уже давно пора было бы нести в массы и делать такую технику куда более доступной, чем сейчас.
Мероприятие было в большей степени приурочено к началу продаж side-by-side-вездеходов Can-Am Commander MAX 1000 и Can-Am Maverick 1000R X mr со 100-сильными двигателями. На первый взгляд эти образцы техники заметно эволюционировали по сравнению с традиционными квадроциклами и больше напоминают «багги». Но различия по большей части сводятся к посадочной формуле и организации рулевого управления: на side-by-side-квадроцикле стоят автомобильные сиденья, руль и трубчатый каркас безопасности. При беглом взгляде на трассу хочется мысленно поблагодарить конструкторов Maverick и Commander именно за каркас.
Трасса состояла из перевалов высотой три-четыре метра и небольших, с позволения сказать, прудов. Именно прудов, а не луж: лужами они перестали быть несколько недель назад, когда еще не шел дождь. По словам организаторов, некоторые лужи человеку среднего роста будут примерно по шею, поэтому гостям мероприятия любезно предложили сначала показать трассу, чтобы не заехать куда не следует.
Представитель BRP в России сел за руль, объяснил, где пристегнуться, и что есть силы вдавил педаль: трогаться, как ни странно, на квадроциклах BRP лучше так, поскольку ремень вариатора не рассчитан на плавный старт. Поначалу вестибулярный аппарат явно не понимает, как ему реагировать на такое развитие событий, и молит о пощаде, но это длится буквально долю секунды — потом начинает нравиться.
Сразу вспоминаешь слова одного коллеги, который предупредил, что через несколько минут покатушек пассажиры side-by-side-квадроцикла будут покрыты толстым слоем грязи и на фоне трассы их вообще едва ли можно будет различить. Все оказалось именно так: грязь залетает повсюду и залепляет очки практически сразу, и чем быстрее едешь, тем больше льет. Сначала это раздражает, но привыкнуть можно быстро.
Несмотря на тяжелые погодные условия, удовольствия от таких «грязевых ванн» — море.
О течении времени попросту забываешь, хочется проезжать круг за кругом, каждый раз ощущая отчаяние вестибулярного аппарата на резких перекатах и дискомфорт от просочившейся сквозь отверстия в одежде влаги. Невольно начинаешь задумываться: было бы так весело, если бы трасса выдалась совершенно сухой?
Тем не менее техника BRP предпочитает если не бережное, то хотя бы разумное обращение: один из приглашенных журналистов все же умудрился оборвать ремень вариатора во время дрифта по одной из немногих ровных площадок на трассе.
Резюмируя, квадроцикл — это очень здорово, если на это удовольствие хватает времени и денег, а стоит такая техника весьма недешево. Широкий круг людей вряд ли станут раскошеливаться на 700–900 тыс. руб. за side-by-side производства BRP, поскольку возможностей для применения квадроциклов в жизни обычных людей не так уж много: зимой лучше иметь снегоход, а летом куда практичнее может оказаться «УАЗ». Но если финансовых ресурсов достаточно, то о покупке квадроцикла BRP сожалеть вряд ли придется.