Российская ГИБДД подытожила статистику аварийности на дорогах страны за период с января по сентябрь 2013 года.
По данным ведомства, количество тяжких ДТП и смертность в них по сравнению с прошлым годом несколько снизились.
Так, за первые девять месяцев 2013 года на дорогах страны произошло 146 517 серьезных ДТП – лишь на 2,7% меньше, чем в аналогичный период годом ранее. Количество погибших при этом снизилось на 7% — до 18 955 человек. В дорожных авариях пострадали или покалечились 187 457 человек (-2,7%).
Основными причинами аварий остаются нарушения водителями ПДД (88,8% ДТП) и халатность дорожников: некачественные дороги приводят более чем к четверти всех ДТП (26,3%). В некоторых случаях аварии происходят из-за сочетания обоих этих факторов. Несмотря на общее падение количества дорожно-транспортных происшествий и многомиллиардные инвестиции, число жертв по вине плохих дорог в этом году выросло: погибших более 5 тыс., раненых около 50 тыс.
Отмена летом этого года «нулевого промилле» не ухудшила ситуацию на дорогах страны – количество аварий с участием нетрезвых автомобилистов даже сократилось на 3,6%.
Число погибших и раненых в таких ДТП сократилось до 1493 и 14015 человек соответственно (-8,7% и -5,4%). Доля аварий с участием нетрезвых водителей от общего числа дорожных столкновений уже не первый год остается на примерно одном и том же уровне и сейчас составляет 7,7%.
Лидером по количеству серьезных ДТП остаются Москва и Подмосковье – это объясняется тем, что в столичном регионе дислоцируется крупнейший автопарк в стране. В сумме на весь регион пришлось около 15 тыс. тяжелых аварий – на 8,2% (для Москвы) и 3,5% (для Подмосковья) меньше, чем годом ранее. В московских авариях погибли 574 человека (-2,9%), а в подмосковных – 1103 (-12,9%). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в сумме зафиксированы 8713 ДТП – на 0,1% больше, чем годом ранее. В этих авариях скончались 739 человек (-8,4%).
Среди крупных регионов рекордный рост аварийности за девять месяцев 2013 года отмечен в Пермском крае. Там произошло 3929 ДТП – на 46,2%, больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Глава Межрегионального движения за права пешеходов Владимир Соколов полагает, что сокращение аварийности и смертности происходит не только за счет принимаемых ГИБДД мер. «Большой вклад в улучшение безопасности на дорогах вносят СМИ, в особенности телеканалы, которые часто демонстрируют ситуации на дорогах, приводящие к тяжелым последствиям, — рассказал он «Газете.Ru». —
Также важна тенденция, которой подвержены многие страны, в том числе и Россия: чем больше машин на дорогах, тем меньше травматизм, как это ни странно»
Вместе с тем специалист считает, что статистика ГИБДД не полностью отражает реальную ситуацию на дорогах: ведомство учитывает только те аварии, в которых были пострадавшие.
«По другой статистике, данным Российского союза автостраховщиков, у нас каждый год количество аварий растет. Такие вопросы следует рассматривать комплексно: получается, что аварий становится больше, а пострадавших меньше», — говорит Соколов.
Недавно российские власти опубликовали детали новой федеральной целевой программы, призванной к 2020 году существенно повысить безопасность на дорогах: по итогам ее реализации число погибших в ДТП не должно превышать 20 тыс. в год. В окончательной версии программы ее финансирование сократилось втрое по сравнению с первоначальным проектом – с 99 млрд до 32,4 млрд руб. Повышение безопасности в ближайшие годы пройдет за счет широкого внедрения нового оборудования: планируется отремонтировать и установить тысячи современных светофоров, дорожных знаков, улучшить освещение пешеходных переходов.
Кроме того, особенную надежду власти возлагают на системы фото- и видеофиксации — на них будут потрачены около 12% от общего финансирования. Еще одной мерой станет масштабная пропагандистская кампания в СМИ, бюджет которой составит около 2,5 млрд руб.
Несмотря на то что подобные программы принимаются и исполняются уже не первый год, реальная ситуация на дорогах страны в сравнении с ведущими автомобильными державами остается неутешительной.
По данным сайта roadkillsmap.com Пулитцеровского центра освещения кризисов, смертность на дорогах России составляет 18,6 на 100 тыс. человек. Для сравнения, в США этот показатель равен 11,4 на 100 тыс. жителей, а в Германии и Великобритании – 4,7 и 3,7 соответственно. С российскими же показателями соотносима статистика Китая (20,9), Индии (18,9), Мозамбика (18,5) и Гвинеи (19,6).