Ассоциация европейского бизнеса в России (АЕБ) подвела итоги продаж автомобилей в сентябре. По данным организации, рынок продолжил сокращение, но с меньшим темпом: в сентябре в России было приобретено 246,895 тыс. новых машин, что на 5% меньше, чем в аналогичный период годом ранее. В августе падение составило 10%.
За первые девять месяцев года продажи упали на 7%: общий объем реализации составил 2,046 млн машин.
Глава Комитета автопроизводителей АЕБ и гендиректор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер считает, что налицо признаки улучшения состояния авторынка в России, но о тенденции говорить пока рано. «Средняя температура по больнице улучшается, но на здоровье конкретного пациента это не отражается. Ситуацию на рынке в сентябре можно продиагностировать пока что только так», — сказал Шрайбер.
По мнению эксперта, рынок недостаточно окреп для расширения. «По сравнению с предыдущими месяцами кривая продаж поползла вверх. Однако по сравнению с прошлым годом рынок не показывает достаточной стабильности, которая должна быть основой для умеренного роста в ближайшем будущем», — считает Шрайбер.
С учетом новых данных АЕБ скорректировала свой прогноз по продажам в 2013 году до 2,79 млн машин, что на 5,1% ниже прошлогоднего показателя 2,94 млн.
С уверенностью можно утверждать, что заметную роль в улучшении позиций российского авторынка сыграло льготное кредитование. Власти заявили, что за три месяца действия программы выдано около 100 тыс. кредитов, субсидированных государством.
Бессменным лидером рынка остается «АвтоВАЗ», но в минувшем месяце компания продала на 20% машин меньше, чем в сентябре прошлого года:
40,011 тыс. против 50,168 тыс. За первые девять месяцев текущего года компания реализовала 343,368 тыс. (-14%) машин.
Представители тольяттинского автогиганта считают, что такая динамика объясняется тяжелым положением рынка, а также масштабной модернизацией конвейеров «АвтоВАЗа» в Ижевске и Тольятти.
На второй строке оказалась французская марка Renault, завоевавшая внимание российской публики с помощью линейки дочерней румынской фирмы Dacia, выпускающей модели Logan, Sandero и Duster. Продажи Renault в сентябре выросли на 23%, до 17,254 тыс. машин. За год продажи увеличились на 14%, всего реализовано 155,081 тыс. автомобилей.
Тройку лидеров замыкает южнокорейская марка KIA: 18 тыс. машин в сентябре (+9%) и 146,986 тыс. в году (+4%). Четвертое и пятое места достались Hyundai (135,609 тыс. машин в году; +3%) и Chevrolet (127,742 тыс.; -17%). Сокращение продаж у Chevrolet может быть связано с отказом компании от модельного ряда Lacetti: призванный заменить его седан Cobalt пока не добился такого уровня популярности у российской публики, как его предшественник.
Заметное падение зафиксировано в сентябре у таких сравнительно популярных марок, как Ford (8,120 тыс.) и Peugeot (2,669 тыс.): за месяц бренды потеряли 29% и 34% продаж. За год сокращение составило 19% у Ford (77,474 тыс. машин) и 24% у Peugeot (25,921 тыс.). На российском заводе Ford в текущем году уже второй раз останавливают производство, ссылаясь на низкий спрос на легковые автомобили.
Немецкий премиум, напротив, чувствует себя хорошо:
продажи Mercedes-Benz (4,264 тыс.) и BMW (4,434 тыс.) выросли в сентябре на 20%. В Audi потеряли 2% продаж: за месяц продано 3,080 тыс. машин, но в 2013 году в сумме бренд пока идет в плюсе на 6% (26,982 тыс.). Mercedes-Benz (32,043 тыс.) и BMW (29,692 тыс.) увеличили за девять месяцев продажи на 20 и 14% соответственно. Премиум-сегмент, как правило, не подвержен сокращению, которое затрагивает бюджетные автомобили.
С премиальными авто из Японии наблюдается противоречивая ситуация. Lexus за месяц потерял 13% продаж и опустился до отметки 1,418 тыс. машин. За год компания демонстрирует рост: 11,622 тыс. машин и 2% увеличения. Бренд Infiniti, наоборот, в сентябре получил рост продаж на 23%, реализовав 768 автомобилей, но за год фирма потеряла 7%, всего продано 6,443 авто.
Китайские компании стремительно укрепляют свои позиции: рост у Geely, Great Wall и Lifan в 2013 году достиг 30–65%. Все три компании продали по 15–20 тыс. машин.
Среди моделей лидером осталась Lada Granta: 14,743 тыс. проданных машин, рост на 5%. Второе и третье места достались почти близнецам Hyundai Solaris и KIA Rio: 10,676 тыс. и 8,632 тыс. проданных автомобилей. Рост спроса в сентябре составил 17 и 9% для Solaris и Rio соответственно.
Кроссовер Renault Duster, оказавшийся на четвертом месте, вплотную подбирается к тройке лидеров.
На фоне невысокой цены и крайней заинтересованности россиян в автомобиле такого типа модель вполне может потеснить седаны и хетчбэки Solaris и Rio. В сентябре было куплено 6,815 тыс. таких кроссоверов, на 35% больше, чем годом ранее.
В прошлом фавориты бюджетного сегмента Ford Focus, Lada Kalina и Lada Priora теряют покупателей: падение составило 40, 43 и 73% для трех моделей, оказавшихся на шестом, седьмом и восьмом местах соответственно. Седан Daewoo Nexia и вовсе скоро вылетит из 25 лидеров российского рынка: модель оказалась на 24-м месте с падением на 42% в сентябре (2,532 тыс.).
Первую десятку замыкает универсал Lada Largus, по сути, представляющий собой Renault (Dacia) Logan MCV. Спрос на модель растет очень быстрыми темпами: в сентябре он вырос на 78%, до 5,319 тыс.
Ведущий аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что оздоровление рынка началось. «Если в конце года не случится серьезного замедления экономики, связанного с падением спроса на российский экспорт, то, скорее всего, к Новому году мы подойдем с меньшими темпами замедления или даже с небольшим ростом, потому что программа льготных кредитов с каждым месяцем все разворачивается: ежемесячно около 11–12% всех автомобилей продается по программе», — рассказал эксперт.
Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Андрей Горшков считает, что последняя часть года обещает быть самой богатой на события.
«Снижение динамики падения сложно назвать чем-то выдающимся, хотя этот факт уже смело можно отнести к приятным событиям. Большое значение в сентябре имела повышенная активность дилеров на фоне завершения квартала, который сам по себе шел достаточно тяжело», — рассказал Горшков.
«Но в целом другие явные переломные причины найти сложно, за исключением разве что погоды, которая заставила распроститься с летом гораздо раньше обычного и, возможно, досрочно привела часть клиентов в автосалоны. Последний квартал этого года станет традиционно самым ярким на специальные предложения дилеров и представительств марок», — считает менеджер.
Горшков рассказал, что резких изменений ждать все же не стоит. «В целом по рынку октябрь и ноябрь вряд ли изменят тренд в сторону роста продаж. Хорошим результатом будет достижение прошлогоднего уровня», — заключил менеджер.