Столичная прокуратура огласила результаты плановой проверки того, как управление ГИБДД Москвы соблюдает административное законодательство. Выводы для Госавтоинспекции оказались неутешительными.
«В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения, свидетельствующие о низкой правовой подготовленности работников данного подразделения органов внутренних дел, а также ненадлежащем ведомственном контроле за их деятельностью», — констатирует надзорное ведомство.
С начала этого года прокуратура Москвы опротестовала 711 незаконных административных постановлений, выписанных сотрудниками ГИБДД с нарушением установленного порядка. В целях устранения нарушений внесено 32 представления, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлекли 37 гаишников.
В прокуратуре подробно перечислили основные нарушения, совершаемые сотрудниками ГИБДД при привлечении водителей к административной ответственности.
В частности, широко распространена практика, когда водителей привлекают к ответственности без составления административного протокола, что грубо нарушает их право на защиту. Вместо этого сотрудники ГИБДД сразу выписывают административное постановление для оплаты штрафа.
Определение о возбуждении административного дела часто не содержит ссылку на КоАП РФ и информацию о самом правонарушении. Копии протокола водителям не вручают и по почте не высылают. Нередко нарушаются и сроки проведения административного разбирательства, кроме того, по его итогам порой вообще не принимается никаких решений.
Отмечены случаи, когда сотрудники ГИБДД после ДТП с причинением вреда здоровью сначала направляют водителя на медосвидетельствование, а потом, выяснив, что он был трезв, никакого процессуального решения не принимают.
«Вскрыты факты, когда инспекторы по результатам административного расследования не принимали мер по привлечению к ответственности лиц за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке», — рассказали в прокуратуре.
При оформлении аварий столичные полицейские часто неправильно составляют схему ДТП, а в административных материалах часто неправильно отражают позиции участников столкновения. С нарушением требований производится и изъятие водительских удостоверений.
Прокурорская проверка выявила факт прекращения административного производства по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ после наезда на пешехода, притом что судмедэкспертиза выявила у него легкий вред здоровью.
Формальные нарушения выявлены и в работе межрайонных отделов государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работы (МОГТОРЭР).
В ГИБДД Москвы «Газете.Ru» сообщили, что, после того как представление прокуратуры будет внимательно изучено, по всем замечаниям будут приняты конкретные решения.
«Сообщение на сайте прокуратуры содержит общую информацию, и нам прежде всего нужно изучить само представление, чтобы понять, какими конкретными фактами оперируют прокуроры, — рассказал «Газете.Ru» один из сотрудников ведомства. – Все прекрасно знают, как в полиции в целом и в ГИБДД в частности сейчас относятся к нарушениям, допускаемым сотрудниками. Все указанные факты будут тщательно проверены, и действиям всех должностных лиц ГИБДД обязательно будет дана процессуальная оценка».
Координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что в нынешних условиях инспектору ДПС в своей работе трудно обойтись без формальных нарушений.
«Оформление административных правонарушений по «понятийной» процедуре уже давно стало нормой, — рассказал он «Газете.Ru». —
Если инспектор видит, что водитель не требует от него досконально соблюдать формальности, то он делает как удобнее, причем не только ему самому, но и тому же автомобилисту.
Сейчас процедура оформления некоторых правонарушений настолько забюрократизирована, что на практике делать все, как положено, очень тяжело, это прежде всего отнимает много времени. Поэтому я бы не стал говорить о какой-то повальной правовой неграмотности сотрудников ГИБДД: в Москве они знают законы не хуже коллег из других регионов. Но попадаются люди, которые на этом гаишников ловят, и благодаря им у прокуратуры есть повод для недовольства».
По словам Шкуматова, подобные нарушения выявляются прокуратурой регулярно, но полицейским вряд ли грозят серьезные неприятности.
«Все понимают, что большая часть этих нарушений является не следствием неграмотности конкретных сотрудников, а следствием несовершенства законодательства и служебных регламентов, — уверен активист. – Если гаишники вдруг начнут соблюдать все формальности, то система ГИБДД просто рухнет под тяжестью бумажной работы. Люди завоют, и начнутся массовые увольнения».
Шкуматов уверен: действующие регламенты морально устарели и в эпоху широкого распространения комплексов фото- и видеофиксации, видеорегистраторов, радаров многие предписанные законом вещи можно не делать. «К примеру, можно было бы печатать протокол об административном нарушении на переносном принтере и сразу отдавать его водителю: хочешь — иди оплачивай, хочешь – иди жалуйся», — считает он.
По мнению активиста, упрощение процедур могло бы снизить и количество взяток на дорогах.
«Водители очень часто платят инспектору, чтобы не тратить время на оформление бумаг. Если ГИБДД само упростит всю процедуру и нарушения можно будет оформлять в разумные и короткие сроки, то многие предпочтут платить официально,
— считает Шкуматов. — Конечно, взятки на дорогах останутся, но этот шаг куда сильнее бы ударил по коррупции, чем регулярные декларации чиновников, за которыми ничего не стоит».